Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

Контуры дворцов и парков

Темы в материале:

Градостроительная политика

3 июн. 2014 г. 13:30

Исторические объекты на трассе новой кольцевой линии метро

Через несколько лет в Москве появится еще одна кольцевая транспортная система - Третий пересадочный контур метрополитена. Линия длиной 59 километров станет важным связующим элементом столичной подземки наряду с Кольцевой (недавно отметившей свое 60-летие) и группой пересадочных узлов в центре.

Новый контур позволит пассажирам пересаживаться на все радиальные линии метро, на электрички и междугородние автобусы. Станции появятся и в районах, пока что не охваченных сетью метрополитена, - в Лефортове, на Ходынском поле, у Нагатинского Затона и т.д. К тому же этой линией можно будет пользоваться и в качестве экскурсионного маршрута, ведь возле ее станций немало интересных исторических мест и архитектурных достопримечательностей.

1 Авиаторы и аристократы

Полным ходом сейчас идет строительство станции метро «Петровский парк». Ее планируется открыть в составе первой очереди Третьего пересадочного контура - в 2015 году. С давних времен Петровский парк - одно из любимейших мест отдыха москвичей. Когда-то эти земли принадлежали Высоко-Петровскому монастырю, который, как считают некоторые историки, был основан митрополитом Киевским и всея Руси Петром в конце XIV века. Видимо, от его имени и произошло название парка.

В окрестностях станции сохранились дачи российских богачей рубежа ХIХ - начала ХХ века в стиле модерн, в том числе знаменитый «Черный лебедь» Николая Рябушинского. Неподалеку - жилые дома художников на Верхней Масловке (интересные образцы архитектуры 30-х годов). К той же эпохе относятся и наземные павильоны станции метро «Динамо» - смесь изысканного ар-деко со сталинским классицизмом.

Но главная историческая реликвия этой местности, конечно же, Петровский путевой (подъездной) дворец. Построенный в честь победы над турецкой армией 240 лет назад, он в ХХ веке был и Музеем Красной авиации, и Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского. Не прошла мимо дворца и Отечественная война 1812 года: именно в этом роскошном здании, стоящем в стороне от охваченной пожаром Москвы, находилась некоторое время ставка Наполеона. Из окон дворца французский император наблюдал огненный шквал над городом. В годы Первой мировой войны в этих старинных стенах разместили госпиталь.

Но построен был дворец для сугубо мирных дел: в нем знатные особы останавливались после длительного путешествия из Петербурга. Переночевав здесь, они совершали наутро парадный въезд в Москву. Архитектор Матвей Казаков спроектировал здание в излюбленных им неоготических формах. Во времена Екатерины II этот стиль напоминал о героических событиях древности и служил символом европеизации. Много позднее, при Николае I, в готике стали выискивать «вредные» масонские знаки. В наши дни Петровский дворец вернул себе статус элитной гостиницы. Проходят здесь и деловые, и торжественные мероприятия. Правда, рядовым горожанам попасть внутрь двора и здания по-прежнему затруднительно. Военные летчики держали дворец под строгим караулом, нынешнее руководство отеля распахивает двери лишь для экскурсионных групп.

2 Шары на пожарной башне

Почти восемь десятилетий назад от станции «Сокольники» отправился первый поезд Московского метрополитена. На протяжении многих лет она была конечной, потом линию дважды продлевали, а теперь будет построен пересадочный узел с Третьим контуром метро.

Район этот знаменит в первую очередь своим большим и красивым парком. В нем в конце ХIХ века традиционно устраивались майские гулянья. «Там действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве», - вспоминал литератор Иван Белоусов.

В ту же пору, 140 лет назад, на Русаковской улице построили самое высокое здание района - полицейско-пожарную часть с каланчой. Пожары в Москве, тогда преимущественно деревянной, были сущим бедствием, боролись с ними путем строительства наблюдательных башен. (Слово «каланча» в переводе с татарского - «вышка».) Сокольники тоже горели часто, и башню для пожарных здесь спроектировал архитектор Максим Геппенер - признанный специалист по служебным и общественным зданиям. Со смотровой площадки каланчи открывался вид на Сокольники и некоторые прилегающие районы: башня вплоть до 1930-х годов оставалась одной из самых высоких точек города. Верхнюю часть каланчи оборудовали обходной галереей с ажурными кронштейнами крепления. Дежурный вывешивал днем шары, а ночью фонари, указывающие место пожара. Шпиль венчали знаки, сигнализировавшие о силе пожара. Эту «азбуку» в ту пору хорошо знали и обычные москвичи.

Казалось бы, утилитарная постройка, а сколько в ее облике изящества! Стиль здания - эклектичный, с уклоном в европейскую старину. После недавней реставрации зданию возвращены исторические черты. Многие старые приспособления для пожарных здесь по-прежнему функционируют. Ведь в здании и сегодня размещается штатная пожарная часть. Так, в рабочем состоянии поддерживается спусковой столб, по которому современные огнеборцы в случае тревоги мгновенно перемещаются из верхних помещений на первый этаж.

В здании работает небольшой музей, где экспонируются старые средства пожаротушения, амуниция и оборудование, фотографии московских пожарных прошлых лет. Небольшими группами посетителей пускают и на смотровую площадку каланчи. Пожарные башни Москвы давно потеряли свое практическое значение, но остаются колоритными архитектурными доминантами различных районов. Неслучайно некоторым каланчам (на зданиях Хамовнической и Рогожской частей) в последние годы вернули первоначальные формы.

3 Уголок военной истории

Старинный район Лефортово, можно сказать, «белое пятно» с точки зрения обеспеченности метрополитеном. Обширное пространство между «Бауманской» и «Авиамоторной» горожанам приходится преодолевать на наземном транспорте или пешком. Но скоро ситуация в этой местности изменится. На углу Наличной и Солдатской улиц (рядом с недавно восстановленным кинотеатром «Спутник») построят станцию «Лефортово» Третьего контура.

Выходы из метро будут расположены в самом историческом «ядре» Лефортова. Солдатская улица и одноименный переулок - это те самые места, где некогда находились казармы полка под командованием сподвижника Петра I Франца Лефорта. К югу от этого места расположены интересные постройки эпохи авангарда (учебные корпуса и общежития энергетического института), а к северу - целое созвездие великолепных архитектурных и ландшафтных памятников XVIII - ХIХ веков.

Среди прочего - церковь Петра и Павла, которую Петр I построил на свои деньги для Лефортовского полка. Это военный госпиталь (расположен на месте существовавшей здесь когда-то «гофшпитали», построенной в 1707 году по распоряжению Петра I), который возведен в самом конце ХIХ века архитектором Иваном Еготовым. Это здание бывшего Алексеевского военного училища: именно его юнкера до последнего защищали центр города от красных отрядов в октябре 1917-го.

Екатерининский дворец - сосед училища - главная жемчужина Лефортова. Он строился в с 1774 по 1796 год сменявшими друг друга архитекторами, среди которых были знаменитые Карл Бланк и Антонио Ринальди. От дворца на правый берег Яузы перебросили в 1781 году Дворцовый мост, представлявший собой уменьшенную копию Большого Каменного моста на Москве-реке, только без предмостных башен. Дворцовый мост, называемый теперь Лефортовским, в отреставрированном виде сохранился до наших дней. При Павле I Екатерининский дворец превратили в казарму Московского гарнизонного полка, а в середине ХIХ века здесь расположились два кадетских корпуса. В советское время во дворце размещалась Академия бронетанковых войск.

Здесь все дышит военной историей Отечества. Близ Лефортова создавались потешные полки Петра I, превратившиеся затем в первые гвардейские. И красивый Лефортовский парк - «Версаль на Яузе», как его называли в ХVIII веке, и парк МВО в советский период во многом сохранил свою первоначальную «голландскую» планировку времен Петра I.

4 Секретный завод в усадьбе

Работы по строительству южного участка Третьего пересадочного контура планируется завершить через пять лет. Одна из станций этого отрезка будет построена в Обручевском районе и получит название «Улица Новаторов». Это совсем недалеко от живописного Воронцовского парка, расположившегося на землях усадьбы с богатой историей.

Воронцово еще во времена правления Ивана III стало царской вотчиной. При царе Алексее Михайловиче эти земли надолго перешли во владение князей Репниных. Период бурного развития усадьба переживала в конце ХVIII века, когда ее хозяином был крупный государственный деятель и дипломат Николай Васильевич Репнин. Самый же любопытный эпизод в истории Воронцова датирован 1812 годом. В первые месяцы Отечественной войны в усадьбе в условиях строжайшей секретности сооружался большой воздушный шар, с которого предполагалось бомбардировать французские позиции и тем самым нанести неприятелю значительный урон. Строительство шло под покровительством императора Александра I и при активном содействии генерал-губернатора Москвы графа Ростопчина. Однако построить шар до подхода Наполеона к Москве не успели, запуск «первого воздушного бомбардировщика» не состоялся. (Об этой истории упоминал и Лев Толстой в «Войне и мире».)

А село Воронцово в дни оккупации сожгли французы. Вместе с постройками погиб находившийся в Воронцове огромный фамильный архив Репниных, содержавший уникальные документы. После войны усадьбу отстроили заново. Новый период разорения она пережила в советское время. Здесь разместился свиносовхоз, церковь Живоначальной Троицы постройки 1807 года была закрыта, прочие постройки ветшали и разрушались. Однако после вхождения этих мест в черту Москвы началось постепенное возрождение усадьбы как общественного парка.

Комплексное восстановление Воронцова происходило уже в наши дни. Был сооружен каскад прудов в пойме реки Чуры, отреставрирована и возвращена верующим церковь, восстановлены здание бывшей оранжереи и парадный въезд в виде псевдоготических замковых башен, чем-то напоминающих по стилю постройки в Царицыне. Черты готики исследователи обнаруживают также в композиции и декоре здешнего храма - для архитектуры рубежа ХVIII и ХIХ веков это был популярный стиль.

До наших дней частично сохранилась трехлучевая планировка усадебного парка, впервые отмеченная еще на плане 1770 года. В Воронцовском парке сохранилось немало старых деревьев дореволюционной посадки. Это настоящий оазис свежести и подлинной истории в районе, который ныне плотно застроен современными домами.

5 Послевоенный эксперимент

Из подземного вестибюля станции «Хорошевская» (пересадочный узел с «Полежаевской») пассажиры смогут выйти на улицу Куусинена. В этом районе был реализован один из самых интересных градостроительных проектов послевоенного времени.

В середине 40-х здесь была редконаселенная окраинная местность - деревянные дома, небольшие заводы и Ходынский аэродром неподалеку. Именно в районе Песчаных улиц решено было возвести экспериментальный жилой массив. Этот район стал своеобразной опытной площадкой, где испытывались новые технологии и принципы строительства, новые формы социальной планировки городского квартала.

Проекты зданий разработала бригада архитекторов под руководством Зиновия Розенфельда, автором генерального плана района стал Петр Помазанов (оба они много строили в Москве еще в 30-е годы). В ту пору город остро нуждался в жилье. Свободные пространства близ тогдашней границы Москвы позволяли проектировать группы жилых зданий с прилегающими бульварами, спортплощадками, торговой, культурной и бытовой инфраструктурой. При возведении кварталов в районе Песчаных улиц впервые активно использовались сборные заводские элементы. Бетонные детали и декоративные украшения изготавливались на заводе, а на стройплощадке осуществлялась только их сборка. Благодаря этому темпы строительства были очень высокими. Однако конвейерный метод не приводил к обезличиванию: здесь широко применялись индивидуальные методы проектирования. Пройдите сегодня по району: двух совершенно одинаковых домов вы там не встретите. Наиболее интересен жилой дом № 13 на Новопесчаной улице. Он фигурирует во многих книгах по советской архитектуре. Боковые корпуса здания шестиэтажные, а центральная часть повышена до семи этажей и имеет мезонин. Изначально дом имел декоративную балюстраду, но позже ее демонтировали из соображений безопасности.

По тем временам это было элитное жилье. К тому же у жителей северной части «Песчаного квартала» и метро было рядом - станция «Сокол» появилась еще до войны. А в 1972 году подземка подошла к району с южной стороны - открыли станцию «Полежаевская». Возле нее в то время существовали «немецкие» дома, построенные после войны пленными (от этого квартала осталось лишь несколько построек на Хорошевском шоссе). А жилмассив на Песчаных улицах притягивает внимание любителей архитектуры ХХ века: по нему теперь водят экскурсии.

Московская перспектива

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • градостроительство

Другие материалы по теме

Южный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст."Каховская" - ст. "Проспект Вернадского". 4 этап: "Реконструкция участка - станция метро "Каширская" - станция метро "Каховская". Корректировка в части изменения технических решений". Этап 4.2.1.2: Реконструкция Каховской линии на участке от ПК0135+00 до ПК0148+00, включая ст. "Варшавская" с учетом существующих веток в электродепо, включая первоочередные работы по реконструкции ст. "Каширская". В полном объеме". Ветка в депо "Замоскворецкое" Большой кольцевой линии Московского метрополитена
Южный участок Большой кольцевой линии, станция метро "Каховская" - станция метро "Проспект Вернадского", включая реконструкцию участка - станция метро "Каширская" - станция метро "Каховская". 8 этап: Соединительная ветка между объектом "Южный участок Третьего пересадочного контура" и объектом "Линия вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы (Парламентский центр, район Коммунарка)
Проект приспособления для современного использования части объекта культурного наследия (памятника садово-паркового искусства) регионального значения «Парк сокольники» при реконструкции ледового дворца
9 июн. 2014 г.
Массовой застройки жильем вдоль новой линии метро до Коммунарки не будет - Хуснуллин
Массовой застройки жильем вдоль новой линии метро до Коммунарки не будет - Хуснуллин
9 июн. 2014 г.
Строительство «китайской» линии метро в «новой Москве» начнется в 2015 году
Строительство «китайской» линии метро в «новой Москве» начнется в 2015 году
4 июн. 2014 г.
Строительство парка развлечений у станции метро «Лесопарковая» может начаться в 2016 - 2017 годах
Строительство парка развлечений у станции метро «Лесопарковая» может начаться в 2016 - 2017 годах
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия метро
23 мая 2014 г.
Парку «Сокольники» вернут историческую колоннаду на входе
Парку «Сокольники» вернут историческую колоннаду на входе

Новости дня

Все новости
26 дек. 2025 г. 12:00
В храме Иоанна Предтечи в Северном установили иконостас
26 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: участок возле станции метро «Сходненская» планируется реорганизовать по проекту КРТ
26 дек. 2025 г. 10:20
Cогласован проект ремонта одного из домов бывшего соцгородка Дангауэровка в Лефортове
26 дек. 2025 г. 10:00
В районе Измайлово освободили площадку для строительства нового дома по программе реновации
26 дек. 2025 г. 09:30
Владимир Ефимов: утвержден проект планировки для участка улично-дорожной сети в Ярославском районе
25 дек. 2025 г. 21:32
Сергей Собянин: открыт Большой лыжный трамплин на Воробьевых горах
25 дек. 2025 г. 13:00
Владимир Ефимов: в Щербинке появится новое административное здание
25 дек. 2025 г. 11:00
Выдана граддокументация для строительства дома по реновации на Булатниковской улице

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика