Курс на полицентричность: новый вектор развития городов
Отказ от моноцентрической системы становится главным направлением развития городов. Эксперты уверены, что система мегаполисов исчерпала себя, пора переходить к полицентричности. И в этом помогает трансформация «ржавого пояса» – заброшенных промзон, которые становятся территориями общественно-деловой активности.
Какие изменения ждут городских жителей в ближайшей перспективе – в нашем материале.
Тренды развития больших городов
Каждый город имеет свою классификацию по числу жителей:
- малыми считаются те, где проживает до 50 тыс. человек;
- средние – имеют численность до 100 тыс. человек;
- большими считаются города с населением до 250 тыс. человек;
- в крупных проживает до миллиона;
- а в крупнейших – свыше миллиона.
Один из новых трендов развития крупных городов – образование МЕГАЛОполисов. Это наиболее крупная форма расселения, которая образуется в результате срастания большого числа соседних городов (агломераций). Мегаполисом назывался древнегреческий город, заложенного фиванцами в четвертом веке до нашей эры. Целью его создания было политическое противостояние Спарте и другим крупным греческим городам. В качестве термина название Мегаполис начало использоваться ученым-географом Жаном Готтманном в 1957 году.
Первый МЕГАЛОполис был образован вдоль северо-восточной урбанизированной прибрежной полосы США от Бостона до Вашингтона – BosWash. Это новая форма непрерывной городской агломерации, в которой преемственность мегаполисов разделяется только небольшими лесными зонами. «Босваш» (Бостон – Вашингтон) – наиболее протяженная на сегодня городская застройка, которая поглотила около 500 городов, в которых проживает почти 20% всего населения США (около 45 млн человек).
МЕГАЛОполис протянулся почти на 1000 км по Атлантическому побережью через Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор до Вашингтона. В этом регионе, площадь которого составляет всего 3% территории страны, сосредоточено около 27% промышленных предприятий США.
Другим трендом в развитии городов в течение последних 50 лет стало увеличение численности населения. Поэтому крупные европейские города активно начали развивать систему полицентричности: многие мировые столицы создают новые центры притяжения на окраинах.
И Москва не стала исключением. В 1990-е годы российская столица столкнулась с ярко выраженной проблемой: моноцентричность города вкупе с маятниковой миграцией окончательно превратили ее центральную часть в одну большую пробку.
«Долгое время жители Москвы тратили на поездки до работы 40 и более минут. Теперь же процесс развития городской среды все больше идет в сторону того, чтобы более равномерно распределять центры притяжения по городской ткани», – пояснил первый заместитель директора ГлавАПУ Артём Дедков в ходе круглого стола «Современный этап планирования городских территорий: тренды и кейсы Москвы» на международном фестивале «Зодчество».
За последнее десятилетие Москва активно двигалась по пути создания полицентров. Одним из таких станет «Южный порт». Бывшая промзона превратится в уникальное место, куда будут прибывать поезда метро, речной и наземный транспорт, а также здесь будет построена канатная дорога. Это даст жителям максимальную вариативность маршрутов, удобство и скорость передвижения.
«В 1990-е территория Южного порта пришла в упадок. Крупные предприятия закрылись. Теперь благодаря строительству современной транспортной системы здесь начнется новая жизнь. С востока «Южный порт» окружает Московский скоростной диаметр. Помимо этого, туда придет магистраль Печатники – Братеево», – рассказал Артём Дедков.
Для развития городских территорий Москва выбрала концепцию 15-минутного города. Принцип шаговой доступности социальных и коммерческих объектов становится главным при планировании новых жилых районов. Одним из ярких примеров этого стали кварталы на территории бывшего завода им. Лихачёва (ЗИЛ).
«В основе здесь лежит один принцип: все важные сферы жизни для человека должны быть в прямом доступе. Во главе угла для человека стоит маршрут «Работа – образование – магазины – здравоохранение», – подчеркнул Артём Дедков.
Для эффективной работы всей этой системы необходим глобальный транспортный каркас. Его созданием активно занимается столичное правительство. Построено уже 114 станций метро и МЦК, открыто Большое кольцо поземки, реализуются проекты хордовых магистралей. Новая транспортная система глобально меняет ситуацию в городе.
КРТ: тренд на оживление заброшенных территорий
Промышленные и производственные зоны занимают в столице 16 тыс. га. Это 17% от территории города (в старых границах). Так получилось, что почти все они расположены близко к центру города и могут стать точками его полицентричного развития. Благодаря преобразованию таких территорий город получает инновационные зоны, жилые кварталы и много других полезных объектов.
Комплексное развитие территорий (КРТ) – важный резерв для прогресса городов. Процесс включает снос и реконструкцию неэффективно используемых объектов на бывших «заброшках». Главная задача – бережно внедрить новую застройку в ткань города.
КРТ бывает нескольких видов:
- КРТ жилой застройки. Здесь примером может служить программа реновации;
- КРТ неблагоустроенных территорий;
- КРТ по инициативе правообладателя.
«Важно понимать, что при трансформации таких зон нужно соблюсти баланс. Прежде всего при КРТ необходим комплексный подход. Необходимо максимально извлечь пользу из территории, где происходит реорганизация. Особое внимание надо уделять проницаемости территорий. Без оптимальных транспортных связей и развитой улично-дорожной сети процесс бесполезен», – отметила заместитель директора ГБУ «ГлавАПУ» Алина Боцуляк.
Проекты КРТ уже дали городу 35 млн кв. метров недвижимости, в том числе 14,5 млн «квадратов» жилья. 4 млн кв. метров займет застройка по программе реновации и еще 14,5 млн кв. метров – общественная и социальная застройка.
«Благодаря проектам КРТ в городе появится 50 спортивных, 75 образовательных и 20 медицинских объектов», – отметила Алина Боцуляк.
Инженерные коммуникации: вены и артерии города
Современный город – словно большая технологическая панель. Одна из важнейших частей его жизни – инженерная инфраструктура. Электростанции, водоочистные сооружения, котельные, ТЭЦ и многое другое позволяет городу «дышать» полной грудью.
Москва имеет самую крупную сеть инженерных коммуникаций. Их в городе насчитывается около 15 тысяч. Современная водоподготовка, а также качественная канализация позволяют обеспечивать нужды горожан в полной мере. Энергетический комплекс дает возможность для отдыха и развлечений.
Без всего этого жизнь любого города была бы сильно затруднена, а его развитие просто невозможно.
«Темп развития инженерных сетей в мегаполисе должен опережать темпы жилищной застройки. Только так жизнь в городе будет полностью комфортной», – отметила начальник мастерской инженерного проектирования ГБУ «ГлавАПУ» Ольга Рогачёва.