Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: до конца 2022 года введем в эксплуатацию более 200 соцобъектов

Темы в материале

В январе началось строительство последнего тоннеля южного участка Большой кольцевой линии метро. Заммэра Москвы Марат Хуснуллин рассказал о планах градостроителей.

Один из главных векторов развития строительства в Москве — расширение метрополитена. Уже утверждена программа удвоения московского метро. Она расписана до 2027 года включительно.

Метро  

Вплоть до 2023 года мы с точными датами знаем, как будет развиваться метрополитен, увеличиваться его километраж, какие откроются станции. Московское метро было пятым в мире по объему. За 15 лет мы его удваиваем. Пока еще никто в мире, кроме Китая, таких показателей не достиг.

Строительные работы на станциях Некрасовской ветки уже завершены, идет увязка между однопутным и двухпутным тоннелями. Я думаю, что движение запустится в первом квартале 2020 года.

В целом в проектировании и строительстве на 2020–2022 годы находится 79,2 километра линий метро, 31 станция и два депо.

До конца 2023-го — начала 2024-го протяженность подземки удвоится по сравнению с 2011 годом и достигнет 600 километров.

Дороги  

Можно смело прогнозировать, что в ближайшие годы в Москве будет построено порядка 320 километров дорог. В первую очередь по ним предусматривается движение общественного транспорта.

В 2020 году «поедет» Южный дублер Кутузовского проспекта. Дорога соединит МКАД, Южную рокаду, которая идет по Минскому шоссе, а также создаст связь с Северо-Западной хордой. На проспекте будут располагаться две станции метро: «Аминьевское шоссе» и «Минская». Кроме того, на магистрали будет возможность пересесть на Киевское направление железной дороги, по которому в дальнейшем пройдет МЦД-4.

Также отмечу, что в конце 2022-го — начале 2023 года мы планируем полностью замкнуть хордовое кольцо.

Набережные  

Мы будем продолжать строительство набережной на ЗИЛе. Карамышевскую набережную свяжем с Шелепихинской, продолжим набережную вдоль «Москва-Сити». В ближайшие годы будет построено и реконструировано порядка 24 мостов, благоустроено 40 общественных пространств. В свое время в СССР было принято решение о строительстве 58 километров набережных в центральной части города. Сегодня мы взяли в работу еще более 60 километров.

Реновация  

В 2020 году порядка 15 тысяч москвичей, участвующих в программе реновации, получат смотровые ордера на новые квартиры.

Далее переселение жителей по программе будет идти только по нарастающей — 18, 20, 21, 25 тысяч человек ежегодно. В итоге к 2023 году программа реновации по всей Москве полностью наберет обороты.

В Троицком и Новомосковском округах столицы ситуация достаточно хорошая. Мы планируем закончить всю программу в Новой Москве за три–четыре года.

Социальные объекты  

На заседании правительства Москвы была принята программа развития здравоохранения. Она в том числе подразумевает строительство новых объектов. В бюджете выделены средства на строительство более 30 поликлиник и 5 станций скорой помощи. Всего до конца 2022 года за счет бюджета планируем ввести в эксплуатацию более 200 различных социальных объектов, в том числе 82 объекта образования, 72 — здравоохранения, 45 объектов спорта, 19 объектов культуры.

КСТАТИ  

С 2011 года в Москве решены проблемы более 16 тысяч обманутых дольщиков. В период с 2020-го по 2022 год будут восстановлены права собственности участников долевого строительства по 34 объектам. Уже в ближайшие 2 месяца введут первую очередь одного из самых известных проблемных объектов — ЖК «Царицыно». Вторая очередь объекта также в работе. В прошлом году столичные строители установили сразу несколько знаковых рекордов: был введен в эксплуатацию рекордный объем недвижимости, метростроевцы продемонстрировали ударные темпы работы. Об основных достижениях Стройкомплекса столицы «ВМ» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Недвижимость

В 2019 году Москва установила рекорд по объему ввода в эксплуатацию недвижимости — почти 11 миллионов квадратных метров. Из них около 4,5 миллиона — жилье, остальное — коммерческая недвижимость.

Иногда нам задают вопрос — зачем вы так много строите? Отвечу, что обеспеченность жильем в городе — порядка 20 квадратных метров на человека. Наиболее развитые мегаполисы мира имеют обеспеченность 30 «квадратов» и выше. В Москве ежегодно появляется около одного процента новых жителей. Когда мы начали анализировать, кто эти жители, оказалось, что подавляющее число людей, покупающих квартиры в столице, — москвичи, которые в свое время пере ехали в Московскую область, когда жилье было недоступно. Сегодня появляется более доступное жилье, многие начинают возвращаться в Москву, покупать квартиры большей площади. По этому мы строим больше жилых домов и даем возможность людям улучшить жилищные условия.

Что касается новых рабочих мест, то высокие объемы строительства коммерческой недвижимости снижают маятниковую миграцию. Человек может работать ближе к месту проживания. Также важно, что, строя коммерческую недвижимость, мы повышаем налоговую базу. В городе действует много социальных программ. К примеру, за три года планируется построить столько социальных объектов, сколько мы строили за предыдущие восемь лет. Такая возможность есть, потому что в бюджете есть деньги. Наполняя налоговую базу города, мы можем гарантированно выполнять все социальные обязательства.

Кроме того, мы стараемся делать «миксовые» застройки, чтобы жилье и рабочие места были максимально приближены, удобно связаны с транспортными магистралями.

Дороги

Семьдесят процентов населения Москвы передвигается на общественном транспорте, но при этом в городе 5 миллионов машин. В 2019 году мы перевыполнили план — построили 111 километров дорог и 26 искусственных сооружений. Сделать это удалось за счет того, что мы ввели ряд объектов 2020 года. Город вышел на стабильный объем — около 100 километров дорог в год. Продолжаем заниматься тремя хордами и Южной рокадой. В 2019 году мы полностью завершили строительство Северо-Западной хорды, на 70 процентов построили Северо-Восточную хорду, продолжаем строить Южную рокаду — продлили ее до Пролетарского проспекта. Высока вероятность того, что в конце 2022 — начале 2023 года мы полностью замкнем хордовое кольцо. Его протяженность составит порядка 136 километров. Для сравнения: протяженность МКАД — 106 километров. Кольцо будет длиннее, чем МКАД, но внутри города.

Мы также продолжаем заниматься развязками. В 2019 году мы сдали три развязки на МКАД, а всего мы построили и реконструировали 16 развязок. На ближайшие три года запланирована реконструкция еще пяти не самых значимых развязок. Тем самым мы полностью завершим реконструкцию МКАД.

Метро

Прошедший год для метростроителей стал самым удачным за всю историю строительства метро. В 2019 году установлен рекорд по темпам строительства — построено 38 километров тоннелей. В следующем году планируется превзойти этот показатель. Еще в 2010 году протяженность метро была 292 километра, число станций — 182. Мы были в пятерке городов мира по размеру метро и сейчас планируем удвоить этот показатель.

В прошлом году запущено в эксплуатацию восемь станций метро и еще шесть построено. Завершилось строительство станции «Юго-Восточная» Некрасовской линии, как и всего участка от «Юго-Восточной» до «Лефортово». Кроме того, полностью завершено благоустройство территорий, прилегающих практически ко всем станциям, строительство которых завершилось в 2019 году. Отмечу, что открыта для пользования Ферганская улица, которая почти четыре года была закрыта, потому что на ней велись строительные работы. Также открыли Окскую улицу.

Самое сложное в работе метростроителей — подготовка и освобождение площадок. Все остальное мы уже настолько технологично научились делать, что у нас, к примеру, нормативный срок строительства станции — пять лет, но при этом есть станции, которые мы построили за два года. Даже появилась идея заявиться в Книгу рекордов Гиннесса. Когда мы проанализировали, кто в мире строит метро и какими темпами, мы не обнаружили большего количества тоннелепроходческих щитов, чем в Москве. У нас в городе одновременно в работе находятся 32 щита. Из них 16 работают постоянно, каждый день. Другая половина щитов находится в санации. За год 16 щитов прокопают 45 километров тоннелей. За один год мы вывозим 6–7 миллионов кубометров грунта — это примерно пять гор высотой до километра. Можно насыпать пять горнолыжных курортов.

Московские центральные диаметры

Остановки первых двух Московских центральных диаметров, запущенных в 2019 году, появились в шаговой доступности у 1,1 миллиона горожан. Полмиллиона москвичей в районах, где нет метро, — Северный, Дмитровский, Восточное Дегунино, Можайский, Щербинка — получили скоростной рельсовый транспорт. Теперь многим выгоднее ездить по диаметрам, а не спускаться в столичную подземку. Скажу с абсолютной уверенностью: появление центральных диаметров для Москвы — настоящая транспортная революция. Этот проект улучшил транспортное сообщение для четырех миллионов жителей города и шести городов Подмосковья.

Коммуникации

Одна из самых сложных задач при строительстве — перекладка и подведение коммуникаций. За 2019 год мы переложили и построили около 1000 километров новых коммуникаций — это как от Москвы до Санкт-Петербурга и частично обратно. Колоссальный объем! Кроме подведения коммуникаций к новым зданиям, мы еще и обеспечиваем безопасность коммуникаций, подходящих к существующим объектам. Строя тысячи километров коммуникаций, мы повышаем надежность энергоснабжения, меняем старые коммуникации на новые, совершенно другого уровня.

Благоустройство набережных

Еще одно важное достижение 2019 года — мы окончательно утвердили и запустили в работу программу по благоустройству набережных. Всего за предыдущие годы было построено и реконструировано порядка 60 километров набережных, в том числе такие знаковые объекты, как Лужнецкая и Москворецкая набережные. В 2019 году началось строительство первого участка набережной Марка Шагала от проспекта Лихачева до улицы Льва Юдина протяженностью 670 метров. Лично я считаю, что набережная Марка Шагала — это шедевр архитектуры и строительства. Она очень красивая.

Решение проблемы дольщиков

Все, что строится сегодня в Москве, продается. Рынок недвижимости, несмотря на опасения, не упал. Серьезное достижение в вопросах недвижимости — то, что при переходе на эскроу-счета по долевому строительству не произошло никаких катаклизмов и нарушений. Все стройки находятся в работе.

Говоря о дольщиках, нужно отметить, что в Москве дольщики собрали и передали застройщикам 1,4 триллиона рублей. Самый крупный инвестор в Москве — население. 1,4 триллиона — это даже больше, чем наша Адресная инвестиционная программа.

К концу 2019 года мы закрыли проблему порядка 1700 дольщиков. Мы никогда в таком объеме не решали этот вопрос. К счастью, в Москве дольщиков было не так уж и много.

Новая Москва

Новая Москва — абсолютно оправданный проект. Могу сказать, что на территории ТиНАО к концу 2019 года созданы 140 тысяч рабочих мест, строится 20–25 процентов всей недвижимости. Фактически полностью решен вопрос транспортного обеспечения Новой Москвы: построено 200 километров новых дорог, проектируем и строим еще столько же. Сокольническая ветка метро от «Саларьево» пришла в Новую Москву, строится и проектируется Коммунарская ветка, запущен МЦД-2.

Еще один позитивный момент: мы посчитали сумму налогов, собранных на территории Новой Москвы, — она почти сопоставима с суммой затрат. Еще пять лет — и ТиНАО собранными налогами будет поддерживать и территорию старой Москвы.

Реорганизация промзон

Долгие годы мы не могли подойти к освоению промзон, не получалось их консолидировать — закон не позволял. Однако был принят федеральный закон о комплексном развитии промзон, благодаря которому мы стали вовлекать в этот процесс большой объем территорий.

Главная задача, которую мы ставим при развитии промзон — увеличение количества рабочих мест, чтобы там появлялось не только жилье. Могу сказать, что за последние годы на территории бывших промзон создано 600 тысяч рабочих мест, и мы продолжаем эту работу.

Кроме больших зон, таких как ЗИЛ, Серп и Молот, территория Тушинского аэродрома, есть еще десятки, сотни маленьких промзон в черте города, которые мы в ручном режиме просматриваем и принимаем решение, что там должно быть дальше. Эти территории также будут вовлечены в развитие города.

Хочу обратить внимание на то, что из построенных в 2019 году более 10 миллионов квадратных метров недвижимости более половины приходится на Новую Москву и промзоны. Это значит, что точечная застройка фактически свелась к нулю. Ее остался минимум — обычно это старые проекты. Мы строим в основном там, где не мешаем жителям. Если бы мы возводили здания в плотно застроенной части города, проблем, конечно, было бы больше. Таким образом, мы не теряем инвестиции, при этом минимизируя неудобства.

Реновация

На старте программы реновации нашей основной задачей было создать максимальное количество площадок для первой волны переселения. Учитывая, что в декабре 2019 года прошло большое количество публичных слушаний по проектам планировки территории, стало очевидно, что появляются новые возможности для переселения.

В декабре мы пересмотрели всю программу реновации, добавили восемь новых стартовых площадок. Но самое главное — на основании решений по проектам планировок мы начали проектировать площадки под домами, которые на сегодняшний день еще не снесены, начали разрабатывать градостроительную, проектную документацию. Теперь, как только дома будут освобождены, мы приступим к стройке, серьезно экономя время. Благодаря принятому постановлению правительства Москвы число стартовых площадок к концу 2019 года достигло 431 — это 6,7 миллиона квадратных метров градостроительного потенциала. Мы посчитали все площадки на месте уже снесенных домов и домов, которые будут снесены в ближайшее время. Примерно по 80 площадкам мы уточнили названия и объемы — внесли по большей части технические правки.

Кроме того, мы исключили из адресного перечня 10 площадок, потому что в процессе обсуждения выяснилось, что где-то строительство невозможно, а где-то — жители против.

Постановление об актуализации списка стартовых площадок — это самое массовое градостроительное решение, принятое за полтора года реализации программы. Оно коснулось 10 округов и 40 районов, за исключением Новой Москвы. Это означает, что по 30 процентам программы реновации уже есть политическое решение.

Объекты здравоохранения

Завершилось строительство первой очереди многопрофильной клинической больницы в Коммунарке. Больница площадью 161,5 тысячи квадратных метров станет крупнейшим медицинским центром в Новой Москве и при этом будет иметь хорошую транспортную доступность. Запущенные в 2019 году станции «Ольховая» и «Коммунарка» Сокольнической линии метро находятся в шаговой доступности, создана пешеходная связь для прохода к метро. Организованы подъезды к больнице, а благодаря завершению реконструкции Калужского шоссе и строительству трассы Солнцево — Бутово — Видное к больнице удобно приезжать на машине и общественном транспорте.

Уже завершено проектирование дополнительного корпуса клиники имени Логинова площадью 70 тысяч квадратных метров. Этот корпус будет специализироваться на оказании медицинской помощи тяжелым онкологическим больным.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

136 километров составит протяженность хордового кольца 1000 тонн — вес одного тоннелепроходческого щита, применяемого при строительстве веток московского метро, что эквивалентно 50 двадцатитонным грузовикам 132 километра железнодорожных путей построено для Московских центральных диаметров, благоустроено 340 гектаров прилегающей территории, вывезено 150 тысяч тонн мусора 26 искусственных сооружений — мостов, эстакад, тоннелей — было построено в 2019 году в рамках развития дорожной сети столицы 12 новых спортивных объектов построили в прошлом году в столице 600 тысяч пассажиров прибавилось к общему пассажиропотоку Московского центрального кольца после сокращения интервала между поездами на одну минуту 15 проблемных домов, возводимых с привлечением средств дольщиков, было достроено в 2019 году 27 дошкольных образовательных учреждений и 8 школ построили в столице в 2019 году.

Алексей Хорошилов Вечерняя Москва