timelapse
Все темы

Москва и река

Темы в материале

Исторически сложилось так, что территории вдоль Москвы-реки были малоразвиты, хотя обладали большим градостроительным потенциалом. На протяжении многих лет земли по берегам реки занимали заводы-гиганты, затем они долгое время пустовали, и только несколько лет назад столичные власти начали вовлекать их в городскую жизнь.

В 2014 году прошел международный конкурс на разработку концепции развития территории, прилегающей к Москве-реке, победителем которого стало бюро «Меганом» во главе с Юрием Григоряном. «В концепции речь шла о нескольких разделах работы с рекой, которые мы прорабатывали: архитектурный, транспортный, экологический», — пояснил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. И уже в 2015 году этот план начал воплощаться в жизнь. В целом благоустройство набережных Москвы-реки в пределах МКАД планируется завершить в течение ближайших пяти лет. В настоящее время на стадии градостроительной проработки, проектирования или строительства находится около 150 км набережных. И неудивительно, что перспективы развития прибрежных территорий стали одной из важных тем прошедшего недавно в Москве международного фестиваля «Зодчество».

В Адресную инвестиционную программу города до конца 2020 года внесены планы по развитию около 24,5 км. Всего столичные власти предлагают активное развитие 14 «точек роста» на берегах Москвы-реки общей площадью около 706,5 гектара. Развитие этих площадок потребует благоустройства и реконструкции 69 км набережных Москвы-реки. Эти участки располагаются не только в центральной части города, они равномерно распределены по всему течению реки.

Важно отметить, что перед планировщиками не стоит задача плотно застроить эти территории их недвижимостью. Напротив, ставится задача обеспечить максимально удобный выход к воде, создать пространства для пешеходных прогулок и отдыха горожан. Важной частью проекта станет строительство новых мостов через реку. На сегодня программа предполагает строительство 13 мостов в различных районах. Проекты находятся в разных стадиях реализации, где-то переходы через реку проектируются, а где-то уже строятся. Например, уже спроектированы мосты в районе ЗИЛа, в районе старого русла Москвы-реки в Нагатинском затоне, а также в районе Южнопортовых улиц. Также на юго-востоке столицы планируется построить еще один мост, который станет продолжением Донецкой улицы. В настоящее время строительство двух мостов через Москву-реку уже ведется. Это мост протяженностью 678 м через Кожуховский затон, а также мост через Карамышевское спрямление реки в составе Северо-Западной хорды.

Говоря о принципах развития прибрежных территорий в столице, директор Института градостроительного планирования города Москвы Дина Саттарова подчеркнула, что при проработке основной концепции особое внимание уделялось таким показателям, как проницаемость, идентифицируемость, вовлечение в общий сценарий столичной жизни этих площадок. С ней согласен заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он считает, что в рамках проектов реконструкции набережных необходимо отвести магистрали от реки, сделав зону у воды максимально доступной для всех. «Нам важно отодвинуть дорогу от Москвы-реки, придвинув вплотную к береговой линии пешеходную и  лочную зоны, — отметил он. — Южнее Крутицкой набережной по течению реки нам это удалось сделать, сейчас мы реализуем этот принцип и на других участках».

Не менее важной частью программы является развитие пассажирского речного транспорта. Столичные власти поставили перед собой амбициозную задачу превратить Москву-реку из естественного препятствия для движения городского транспорта в линейную магистраль со всей сопутствующей инфраструктурой.

По мнению экспертов, регулярное речное сообщение будет активно развиваться по мере развития прибрежных территорий, появления точек роста. Однако развитие речного транспорта целесообразно в основном в центральной части города, внутри шлюзов. За этими пределами организовать движение судов будет сложнее, так как преодоление шлюзов занимает слишком много времени.

В настоящее время прорабатываются проекты первого в столице маршрута речных трамваев, который свяжет ММДЦ «Москва-Сити» и Киевский вокзал. Как рассказал советник руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной сети города Алексей Митяев, на этом маршруте будет расположено около 14 причалов. Они будут размещаться либо около крупных парков или общественных пространств, либо около активно строящихся в последние годы жилых комплексов. Планируется запустить новые суда вместимостью от 50 до 100 пассажиров, интервал движения составит 4-5 минут. «По нашим оценкам, новый транспорт сможет перевозить около 1,5 тыс. пассажиров в час», — сказал советник руководителя департамента.

Антон Мастренков Строительная газета