Новые школы Новой Москвы: открытое пространство, обилие света, душевная атмосфера
Темы в материале:
До конца этого года в ТиНАО построят за счет средств инвесторов и бюджета 16 современных школ
- Школа рассчитана на 1325 детей. По графику она должна быть введена в конце 2022 года. Но строительство идет опережающими темпами. Мы пообщались с застройщиком и пришли к выводу, что сможем открыть ее раньше – к началу второй четверти учебного года, - сказал во время рабочего визита в ТиНАО руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
То, что проект школы нестандартный, видно сразу. Стены здания образуют многогранник, во внутренние углы которого органично вписались растущие здесь дубы. Впрочем, как сказала руководитель дирекции социальных объектов компании-застройщика А 101 Юлия Чернец, было наоборот: это школу вписали в ландшафт, так что ни одно из деревьев не пострадало.
Авторы проекта хорошо поработали и над дизайном интерьеров. Первое, что бросается в глаза – ширина коридоров. Здесь не будет характерного для старых школ столпотворения во время перемен. К тому же коридоры местами расширяются за счет рекреационных зон. Визуально добавляет пространства и «второй свет», образованный атриумом в центре здания.
А когда входишь в спортзал, создается впечатление, что его строят для крупномасштабных соревнований. Что не далеко от истины. Его спроектировали с расчетом на проведение мероприятий для жителей всего района (в спортзал есть отдельный вход с улицы). Во время уроков физкультуры он будет разделяться акустическими перегородками, чтобы заниматься могли сразу несколько классов.
- Мы объединяем максимальное количество пространств внутри школы, чтобы ученики чувствовали дух общности на ее территории, - объяснил главный принцип проекта новой школы Владимир Жидкин.
То, как этот принцип реализован на практике, можно увидеть на примере школы №338, открывшейся в прошлом году здесь же, в Коммунарке. Школы в Новой Москве строятся по индивидуальным проектам, поэтому внешне здания не похожи друг на друга. А вот в содержании соблюдаются все требования, разработанные застройщиком и утвержденные городом: максимум открытых пространств, естественного света, внутренних перегородок из ударопрочного стекла и антивандальная отделка.
Как сказала директор школы №338 Мария Андрианова, это первая школа-лофт. Проект сломал вековые стереотипы в строительстве объектов образования. В отделке - никакой масляной краски, линолеума и прочих материалов прошлого века.
Авторы проекта прежде всего хотели, чтобы интерьеры были неубиваемыми. Антивандальные покрытия действительно вызывают аналогию с лофтом. Но при этом обстановка в некоторых местах напоминает домашнюю: тут тебе и мягкие подушки, и уютные ниши на балюстраде с двумя креслами для общения с глазу на глаз, и зоны для игр.
Классы отделены от коридоров стеклянными перегородками, и естественный свет из огромных окон заполняет все пространство. Разделены классы тоже перегородками, которые можно легко убрать и создать одно большое образовательное пространство.
- Когда я перешел сюда из другой школы, поймал себя на ощущении, что здесь совсем «не давят» стены, - поделился воспоминаниями заместитель директора школы Сергей Рихерт.
Ну а вся внутришкольная жизнь здесь вертится вокруг атриума. Это место для общения на перемене, для проведения массовых мероприятий и просто для отдыха.
- Каждое утро перед уроками мы собираемся здесь с учениками начальных классов, включаем музыку и делаем зарядку. Проводить ее всегда помогают старшеклассники, которые встают в центр круга, показывают танцевальные движения, а младшеклассники повторяют. Те, кто к танцам равнодушен, располагаются на ступенях атриума – просто приходят посмотреть. Потому что здесь – всегда весело! - рассказала учительница начальных классов Полина Котикова.
Над атриумом – территория активного отдыха и дополнительных занятий. Уже каникулы, а детей - много. Педагоги их развлекают, дают новые знания и навыки. Альтернатива для тех ребят, кто не поехал к бабушке в деревню? – спросил я директора школы.
- Да, альтернатива. Но я больше скажу: сюда и бабушки приходят с внуками! Например, устраивают командные кулинарные поединки, - ответила Мария Андрианова.
Эти поединки – следствие уроков технологий в школьном Кулинариуме.
Это кухня с посудой и техникой, где школьники учатся готовить. Но, в отличие от кухни, здесь еще проводятся сопряженные с кулинарией занятия по химии и биологии: дети познают суть процесса приготовления пищи с разных ракурсов.
Может быть, из-за этого стыка дисциплин в Кулинариум записываются не только девочки. Как рассказала Мария Андрианова, чем старше группа, тем больше в ней мальчишек.
Школьники могут выбирать, куда ходить на урок технологий: кроме кулинарного искусства здесь дают навыки гончарного и швейного дела, работы на станках.
Новая Москва разрастается, и в ней будет появляться все больше современных школ.
- В первые годы после присоединения на новых территориях Москвы открывалось в среднем по 10 объектов образования: с 2012 до 2020 года их было построено 80. А в последние два года в ТиНАО ежегодно открываются по 25 объектов. Всего к 1 сентября построенных школ и детских садов станет 111, - сообщил Владимир Жидкин.