timelapse

От «Сокольников» до «Солнцева» по прямой

Недавно московская мэрия объявила конкурс на оформление двух новых станций метрополитена - «Солнцевская» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии метрополитена.

Десять лучших дизайн-проектов широкой публике представят в конце августа, а 13 ноября профессиональное жюри выберет работы, которые будут реализованы. Уже за первые девять дней с начала приема заявок было зарегистрировано свыше 240 участников. Среди претендентов не только россияне, но и архитектурные бюро Литвы, Германии, Дании, Армении. Вполне понятно, престижно внести и свой вклад в оформление Московского метрополитена, признанного самым красивым в мире. Но и требования к проектам высоки не только в отношении художественного уровня. Знаменательно, что конкурс, который можно назвать международным, объявлен в преддверии знаменательной даты в истории столичного метрополитена - в будущем году он отметит свое 80-летие.

Перегрузки противопоказаны

Под землей выросла сложнейшая транспортная инфраструктура. Начавшись в 1935 году с одной ветки от «Сокольников» до «Парка культуры», Московский метрополитен сегодня - это 194 станции на линиях общей протяженностью 325,9 километра. Ежедневно в среднем столичная подземка перевозит более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Начальник Московского метрополитена Иван Беседин, подводя на недавнем брифинге итоги работы этой важнейшей городской службы за первое полугодие, сказал, что за минувшие шесть месяцев пассажирами метро стали 1 миллиард 202 миллиона 300 тысяч человек. По всем 12 линиям подземки прошло 1 миллион 891 тысяча 289 поездов, это на 78 889 больше, чем в прошлом году. Среднестатистический пассажир за одну поездку преодолевает 14 с половиной километров.

Цифры впечатляющие, если лишь ограничиться их констатацией. С таким количеством пассажиров, которое перевозит московское метро, не может сравниться ни один метрополитен мировых мегаполисов. Между тем крупнейшая транспортная система города работает в условиях чрезмерных перегрузок. Больше половины станций метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров, а станции «Выхино», «Юго-Западная», «Новогиреево», «ВДНХ», «Кузьминки», «Речной вокзал», «Тушинская», «Щелковская», «Китай-город» - до 150 тысяч. Дефицит провозной способности особенно остро ощущается в час пик, когда норматив 4,5 человека на квадратный метр значительно превышается, создавая дискомфорт для поездки пассажиров. И именно на решение этой проблемы - сделать самый скоростной городской транспорт не только доступным, но и более комфортным - направлена принятая правительством программа развития столичного метрополитена. Она включает строительство новых и продление действующих линий, обустройство новых пересадочных, разгружающих центр контуров, модернизацию и обновление самой технической базы метрополитена, оснащение действующих и вводимых линий новым современным подвижным составом.

К 2020 году программой предусмотрено строительство более 160 километров новых линий и 78 станций (из них 12 уже открыты), что обеспечит «шаговую доступность» к станциям для 93 процентов жителей Москвы. Существует грандиозный проект, предусматривающий строительство линий метро за Московской кольцевой автодорогой. Сейчас МКАД пересекают уже четыре линии: Арбатско-Покровская, Таганско-Краснопресненская, Калининско-Солнцевская и Бутовская. За пределы МКАД устремится и Кожуховская линия, от «Ферганской улицы» до «Некрасовки». Метро придет и в район Коммунарки, строительством этого участка займутся китайцы.

А Сокольническая линия от станции «Юго-Западная» через «Тропарево» и «Румянцево» дойдет до станции «Саларьево» на новую «замкадную» территорию Москвы уже в конце этого года.

Исключая «человеческий фактор»

На всех вводимых ветках будут курсировать вагоны нового поколения. Обновляется подвижной состав и на действующих линиях. По словам руководителя Мосметрополитена, в ближайшие годы он будет полностью заменен на четырех линиях. Заключен контракт на поставку 830 вагонов так называемой 760-й серии. Сегодня ими полностью оснащена действующая Калининская линия. По мере ее продления они пойдут и в сторону Солнцева. В первом полугодии метрополитен получил 88 новых вагонов, которые обрели прописку в электродепо «Владыкино», обслуживающем Серпуховско-Тимирязевскую линию. До конца года транспортный парк этого депо пополнится еще 176 вагонами.

Кроме того, в ближайшее время метрополитен объявит тендер на закупку 1500 принципиально новых вагонов. В 2016 - 2023 годах они обновят самые напряженные, перевозящие более миллиона пассажиров линии: Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую, Калужско-Рижскую. В будущем году на линии выйдут поезда с автоматической системой управления, серьезно упрощающей нелегкий труд машиниста. Такие составы начнут курсировать на Кольцевой, Калининской и Серпуховско-Тимирязевской ветках. Режим автовождения не только устраняет ошибки, связанные с пресловутым «человеческим фактором», но и позволяет серьезно снизить расход электроэнергии.

«Зайцев» узнают в лицо

На создание комфортных условий направлена и тарифная стратегия метрополитена, ориентированная на пользование так называемыми «длинными» билетами. Сегодня количество продаж в кассах при росте в 2,1 процента сократилось почти на 25 процентов, а значит, уменьшились и очереди за ними. Все популярнее становятся продажи билетов на большое количество поездок. Например, продажа билетов на 60 поездок выросла на 57 процентов, а «электронного кошелька» на 30 дней - на 60 процентов. Всего же пассажирам было продано 121,9 миллиона проездных билетов и услуг на транспортных картах.

Сегодня стоит задача увеличить количество точек продаж билетов для поездки в метро. В перспективе в городе их должно появиться более 10 тысяч, и разместятся они также в магазинах, отделениях банков, салонах связи. Проездные можно будет купить и через Интернет.

Кстати, всемирная сеть обещает охватить весь метрополитен. Так, с 1 июля пассажиры Люблинско-Дмитровской линии могут пользоваться бесплатным беспроводным доступом в сеть. Таким образом, услугами Интернета смогут воспользоваться пассажиры пяти линий: Кольцевой, Каховской, Калининской, Сокольнической и Люблинско-Дмитровской.

Продолжая тему оплаты проезда, Иван Беседин не обошел вниманием и «зайцев» - жить им приходится все труднее. Службой безопасности в первом полугодии возвращены к оплате проезда 317 тысяч 109 человек. Привлечены к ответственности за безбилетный проход 86 тысяч 840 человек. Им пришлось заплатить штрафов на общую сумму 103 миллиона 314 тысяч 500 рублей. Ставится задача сформировать свою картотеку «зайцев». «Будем, - пояснил начальник метрополитена, - их фотографировать, вычислять при следующем проходе». Специалисты разрабатывают систему интеллектуального видеонаблюдения, которая еще серьезней усложнит жизнь безбилетным пассажирам и другим нарушителям. К ним относятся и те граждане, которые пытаются для прохода в метро неправомерно использовать социальные карты.

Диагноз ставит «Синергия-1»

Главное в работе метрополитена - безопасность. Ежегодно к ее обеспечению привлекаются все новые разработки промышленности. Так, недавно свой первый день рождения отметил диагностический комплекс «Синергия-1», проходивший опытную эксплуатацию в депо «Красная Пресня». Это единственный в России вагон-лаборатория, чья чувствительная современная аппаратура позволяет буквально насквозь видеть состояние инфраструктуры метро, оперативно контролировать состояние пути и прочих коммуникаций, систем энергоснабжения, сигнализации, связи. Обследовано 8200 километров пути, удалось выявить 262 дефекта, что позволило ремонтным службам быстро их устранить.