timelapse

От «Ударника» до «Пражской»

Темы в материале

Важнейшие архитектурные и строительные даты 2016 года

В начале января принято не только подводить итоги завершившегося года, но и заглядывать в планы года будущего. 2016-й насыщен важными московскими архитектурными и строительными датами. Итак, какие юбилеи готовятся отметить знатоки истории столичного зодчества?

Жемчужина модерна

В нынешнем году исполняется 110 лет одному из самых ярких московских зданий в стиле модерн – доходному дому И.П. Исакова на Пречистенке. Видный историк архитектуры Мария Нащокина относит этот дом к числу лучших работ архитектора Льва Кекушева. По ее мнению, индивидуальные декоративные приемы «кекушевского модерна» с максимальной полнотой воплощены именно в этой постройке. Другой специалист по модерну, искусствовед Дмитрий Сарабьянов, уподобил это здание «живому организму, который существует по своим собственным законам – растет, дышит, органично соединяется с окружающей средой».

Строительство дома продолжалось около двух лет, отделка завершилась в 1906 году. В итоге дом приобрел в собственность предприниматель И.П. Исаков, глава Московского торгово-строительного акционерного общества. До революции в доме было 18 комфортабельных квартир, в одной из которых жил сам владелец. Здесь же поселился с семьей и архитектор Кекушев. В самых дорогих квартирах дома располагались камины с многоцветной майоликой, выполненные фарфорово-фаянсовой фабрикой Кузнецова, нарядные лепные плафоны и французские балконы.

После революции здание национализировали. В 1920-х годах в бывшем доходом доме организовали жилищное товарищество, большинство огромных квартир превратили в коммуналки, а две квартиры отдали под общежитие Института красной профессуры. В одной из комнат в предвоенные годы жил поэт Эдуард Асадов. Доходный дом Исакова на протяжении всей истории не менял своей первоначальной жилой функции. Ныне здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Недавно отреставрированный фасад сияет великолепием. В ряде квартир сохранились камины, потолочная живопись и лепнина. До нашего времени также дошли элементы отделки входного холла – оригинальные настенные дубовые панели, напольная керамическая плитка и кованые лестничные ограждения, в рисунке которых Кекушев использовал традиционный для модерна мотив динамично закрученного завитка спирали.

Сервант из Дома Советов

7 ноября исполнится 85 лет со дня открытия кинотеатра «Ударник» – в то время (вплоть до 1961 года) самого большого в СССР. В «Ударнике» демонстрировались новые фильмы, проводились премьеры, а в 1935 году прошел первый в нашей стране международный кинофестиваль. Архитектор Борис Иофан спроектировал по-настоящему авангардный кинотеатр, восхищавший советских граждан и иностранных гостей. Правда, подъемную крышу заклинило уже в день открытия, и больше запускать этот сложный механизм не рисковали. Сейчас в историческом здании фильмов не показывают, но культурная функция сохранилась: здесь открылся Музей современного искусства.

По соседству с «Ударником» в том же 1931 году началось заселение 1-го Дома Советов. Его тоже проектировал Борис Иофан. Строительство громадного правительственного дома началось в 1928 году. Здание несколько раз меняло название, но вошло в историю как «Дом на набережной» (название повести Юрия Трифонова, жившего здесь до войны). О доме написаны книги и сняты фильмы, о судьбе жильцов рассказывает экспозиция краеведческого музея, расположенного в одной из квартир первого этажа. Не многие знают, что 8-12-этажный дом строился в нарушение «противопожарного» постановления Моссовета, устанавливающего предельную высоту новых домов в 7 этажей. Однако для жилья ответственных работников сделали исключение.

«Стены в квартирах были расписаны под шелк или греческие колонны, на потолках – заморские виды и фрукты. Мебель одинаковая, стандартная, тяжелая, специально сконструированная Иофаном и техником-конструктором Головским. Изможденные временем угластые тумбочки, квадратные обеденные столы, раздвигающиеся при надобности на две доски, сервант-буфет с торжественно указанными отделениями: фарфор, салфетки, ложки, вилки. На лестничных площадках подвешены фонари со свечами и коробками спичек: на случай аварии электросети», – вспоминал один из жильцов дома, писатель Михаил Коршунов.

Строители жмут на газ

В календаре юбилеев нынешнего года есть дата, не связанная напрямую с архитектурой и строительством, но весьма важная для москвичей нескольких поколений. 7 октября 1936 года по Садовому кольцу пустили троллейбус «Б». Машины шли с интервалом в 4 минуты, стоимость проезда составляла 30 копеек. 80 лет назад знаменитый маршрут ходил только в северной части кольца – от Курского вокзала до площади Восстания (Кудринской). Постепенно удлиняясь, он стал полностью кольцевым только к 1963 году.

В июле нынешнего года исполнится 75 лет с того времени, как началось камуфлирование важнейших объектов Москвы с целью уберечь их от немецких бомбардировок. Летом 1941 года Ставка Верховного главнокомандования приказала замаскировать наиболее заметные строения – гостиницу «Москва», здание Совнаркома СССР, Библиотеку им. Ленина и Центральный театр Красной Армии. В работах принимали участие московские архитекторы, театральные художники и бутафоры. Благодаря их слаженной работе фашистские летчики оказались дезориентированы в московском небе, и их разрушительные планы были сорваны.

А вот важная дата, связанная уже с послевоенным временем, – 70 лет назад, в 1946 году, был введен в строй газопровод Саратов – Москва, положивший начало массовой газификации столицы. Строительство первого магистрального газопровода в стране велось в годы войны, в том числе в дни сражения за Сталинград. Газопровод протяженностью 843 км был построен в короткие сроки. Он стал опытным полигоном, на котором отрабатывались новые технологии, в том числе испытывались передовые строительные механизмы.

К стадиону на метро

В последний день 2016 года исполнится 65 лет с момента сдачи в эксплуатацию высотного жилого дома на Котельнической набережной (архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский). Правое 9-этажное крыло этого дома построено еще до войны как самостоятельное здание – его можно видеть на фотографиях и открытках 40-х годов. Позже это крыло включили в состав высотного комплекса, частично перестроив фасад. Общая высота дома – 176 метров, в нем 700 квартир. Более полувека дом оставался самым высоким жилым зданием в России. Вестибюль его подъезда облицован мрамором, полы выполнены из полированных гранитных и мраморных плит. На первом этаже дома расположены почта, рестораны, отделения банков, а также популярный среди столичных синефилов кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион».

Знаменательную дату в нынешнем году будут отмечать строители и спортивная общественность столицы. Летом исполнится 60 лет со дня открытия главного стадиона страны в Лужниках. Трудно перечислить все турниры и рекорды «Лужников». Рекордсменами были и его строители: спорткомплекс возводился в кратчайшие сроки – за полтора года. Группу архитекторов возглавлял Александр Власов. Поборник классической гармонии, он придал «Лужникам» черты «советского Колизея», стилизовав арены под античность и тщательно распланировав ландшафтный парк в излучине реки. Работа шла круглые сутки, на ударной стройке трудились квалифицированные мастера и студенческие отряды. И 31 июля 1956 года, в рамках I Спартакиады народов СССР, состоялось торжественное открытие стадиона. Еще через год на Большой арене открывали Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в те дни к «Лужникам» пришло метро. А скоро рядом со стадионом откроется станция «Лужники» новой транспортной системы – Малого кольца Московской железной дороги. Полукруглая стена павильона напоминает овал стадиона, на котором проводились Олимпийские игры, а через два с половиной года пройдут матчи чемпионата мира по футболу.

Юбилеи в нынешнем году отметят и многие станции метрополитена. «Первомайской» и «Багратионовской» исполняется 55 лет, «Третьяковской» и «Китай-городу» – 45, «Домодедовской», «Красногвардейской», «Пражской» – 30. А вот участку от «Таганской» до «Выхино» в нынешнем году стукнет 50. Недавно эту линию продлили за МКАД и за пределы административной границы Москвы – в Котельники. Ведь юбилеи – это не только праздники, но и повод задуматься о развитии. Город отмечает годовщины знаковых сооружений и строит новые здания, дороги, путепроводы, объекты инфраструктуры.

Андрей Мирошкин

 «Московская перспектива»