timelapse

Памятник романтической архитектуры

Темы в материале

Разрушающийся от времени и попустительства федеральных властей Северный речной вокзал имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

По мнению специалистов, это «исключительный с художественной точки зрения и единственный в своем роде памятник романтической архитектуры 1930-х годов». После стольких лет бездействий, объект наконец-то планируется перевести из федеральной собственности в московскую, а также отреставрировать. Восемь компаний боролись за право возвратить постройке исторический облик. Итоги мероприятия подвели в начале февраля. Победителем стало ООО «ИГИТ». Его специалистам необходимо выполнить «комплексные научные исследования памятника с целью разработки проекта реставрации фасадов и восстановления исторического облика объекта». Работы должны завершиться до конца года.

Северный речной вокзал – это главные водные ворота столицы. К его причалам швартуются суда всех категорий, в том числе и большие четырехпалубные. Однако при столь серьезной загрузке инфраструктура вокзала ограничивается лишь причальной стенкой, павильонами для досмотра пассажиров и домиками по продаже билетов. Великолепное здание самого вокзала давно не функционирует и постепенно разрушается. Дело в том, что объект находится в федеральной собственности, а у центральных властей и без него дел невпроворот. Поэтому в октябре 2016-го вокзал передали в пользование ГКУ «Организатор перевозок», подведомственному столичному департаменту транспорта. Московские власти сразу же объявили конкурс претендентов на разработку проекта реставрации и приспособления вокзала под современное использование. Его организатором выступил департамент города Москвы по конкурентной политике.

Победителем была признана компания «ИГИТ», имеющая большой опыт по восстановлению памятников архитектуры. Она должна выполнить работы, взяв за основу сохранившиеся детали и архитектурные элементы здания, а также многочисленные архивные материалы.

«Работу над проектом реставрации Северного речного вокзала начнем немедленно. Сначала займемся сбором документов, тщательным изучением объекта. Для нас это не первый проект по восстановлению памятников. В нашем профессиональном» портфеле Новоиерусалимский монастырь и музей-усадьба

«Останкино», здание Центризбиркома, Большой Кремлевский дворец», – сказал заместитель генерального директора ООО «ИГИТ» Даниил Андрианов.

«Мы планируем, что проект реставрации и приспособления данного объекта будет выполнен в этом году, а уже на следующем этапе начнутся работы», – сказал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

«Это шикарный памятник, который, к сожалению, никак не вписан в городскую жизнь, – подчеркнул заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. – Поэтому его реставрация особенно актуальна в свете реализации проекта по развитию прибрежных территорий Москвы-реки».

Модное когда-то место

Расположенный на берегу Химкинского водохранилища, Северный речной вокзал был построен в 1937 году, одновременно с каналом имени Москвы. По замыслу архитекторов здание должно было стать одним из символов нашего города – «порта пяти морей». Вытянувшееся вдоль реки, оно напоминает пришвартованный у причала огромный двухпалубный пароход. Длина здания 150 метров, включая территории маленьких внутренних двориков, расположенных с торцов, их еще называют «террасы», которые образуют объединенные сверху колонны. Центральной частью этих композицией являются фонтаны. С северной стороны фонтан в виде белых медведей, поддерживающих чашу, а с южной – стая резвящихся в волнах дельфинов. Фонтаны имеют смысловой характер – символизируют связь южных и северных водных путей в Москве.

Вокзал, отделанный мрамором и гранитом, украшен аркадами и галереями. Его наиболее характерными архитектурными элементами стали высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан инкрустированной уральскими самоцветами звездой, которая до1937 года венчала Спасскую башню Кремля. У шпиля особая конструкция, он может подниматься и опускаться на 20 метров. Правда, последний раз его поднимали в канун Олимпиады-80, после завершения реставрации вокзала.

Вход в здание как со стороны Лениградского шоссе, так и со стороны Химкинского водохранилища украсила россыпь тарелок-медальонов – мозаик, посвященных наиболее значимым событиям советской истории 1930-х годов. На одной изображен первый полет над Северным полюсом, на другой – шлюз строящегося в то время канала Москва – Волга, на третьей – Дворец Советов, который планировали возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя.

По словам историка архитектуры Бориса Кондакова, «это было модное место, здесь все было, как в кино. При входе на территорию вокзала пассажиры словно попадали в курортный город: красота, лестницу украшали живые пальмы. В годы Великой Отечественной войны в США снимали фильм «Песня о России. Миссия в Москву». Чтобы показать американскому зрителю достопримечательности нашей столицы, заокеанские режиссеры использовали кинохронику с видами вокзала».

Закрыто по техническим причинам

В конце 1990-х годов прошлого века наспех отреставрированный комплекс Северного речного вокзала вновь начал разрушаться. Однако стране, пережившей последствия неудачной перестройки, было не до него. О необходимости новой реставрации заговорили лишь в 2008-м. Через год гибнущее здание огородили забором и повесили табличку «Вокзал закрыт по техническим причинам». «Памятник находился в заброшенном состоянии. Куски штукатурки и камня отваливаются от конструкций, от ажурных палуб-галерей. Чудо, что галереи не рушатся. Архитектурный декор фасадов здания нарушен, скульптуры рассыпаются. Нынешний вид фонтанов убогий – они давно не работают и частично разорены. Хотя мишек пока еще можно увидеть, многочисленных дельфинов уже нет, их украли в конце 1990-х, – комментирует ситуацию координатор ОД «Архнадзор» Марина Хрусталёва. – А ведь такой знаковый для Москвы памятник заслуживает полноценной научной реставрации с бережным сохранением декоративных элементов», – отмечает эксперт.

Следующий в очереди

В отдельный этап выделены работы по воссозданию и приспособлению территории объекта культурного наследия «Парк Северного речного вокзала». Их, по словам пресс-службы Москомархитектуры, представляется целесообразным начать после завершения комплексной реставрации здания Северного речного вокзала как главного элемента архитектурно-паркового ансамбля. Концепция предполагает «реставрацию и воссоздание элементов декоративно-художественного убранства парка на основании проектных материалов 1937–1946 годов, фотографий объекта и исторических аналогов парковой скульптуры спортивной тематики 1930–1950 годов».

Как рассказали эксперты, будут восстановлены первоначальный вид аллей, южного участка нижней прогулочной набережной, боскеты с зелеными кабинетами (густые группы деревьев или кустов, образующие благодаря декоративной стрижке сплошные зеленые стены, геометрические объемы или замкнутые участки зеленых насаждений правильной формы. – «МП»), спортивная и круглая площадки, лестничные спуски. Исторический облик также вернут ограде парка, фонтанам, парковым скульптурам и памятникам, вазонам на тумбах, декоративным столбикам с цепями, а также стоящим на центральной аллее садовым диванам.

Виктор Дмитриев

Другие материалы по теме

Проект постановления Правительства Москвы «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта на реконструкцию воздушной линии электропередачи в кабельную линию от электрической подстанции «Вернадская» до переходного пункта на территории «Воронцовского парка» (ЗАО, ЮЗАО)»
Проекты правовых нормативных актов
Проект постановления Правительства Москвы «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта на реконструкцию воздушной линии электропередачи в кабельную линию от электрической подстанции «Вернадская» до переходного пункта на территории «Воронцовского парка» (ЗАО, ЮЗАО)»