Полуостров ЗИЛ: перезагрузка
Автомобильный завод им И.А. Лихачёва, АМО «ЗИЛ», был центром советской и российской индустрии. Здесь выпускали фронтовые машины, грузовики, автобусы и даже лимузины для советской элиты.
Со временем производство пришло в упадок, в результате завод закрыли. В 2013 году власти Москвы приняли решение о редевелопменте территории бывшей промзоны. Здесь решили создать новый городской район. За 10 лет территория значительно преобразилась.
Территория бывшего автомобильного завода имени И.А. Лихачёва находится в Даниловском районе между Автозаводской улицей, Симоновской набережной и проспектом Андропова. Концепция развития этого участка, получившая название «Полуостров ЗИЛ», предусматривает создание нового городского района по принципу «город в городе», который призван стать новым центром города, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и гостям столицы.
«Территория бывшего автозавода ЗИЛ становится новым городским районом. Сегодня это одна из крупнейших площадок комплексного развития столицы. Помимо жилья и рабочих мест здесь создаются новые транспортные системы, включая автомобильные дороги, мосты, набережные», – отметил Мэр Москвы Сергей Собянин.
Здесь уже можно увидеть новые жилые районы, где каждое здание – это произведение искусства. Построен спортивный кластер с центром синхронного плавания и с ледовой ареной «ЦСКА», которая приняла чемпионат мира по хоккею. К тому же ежегодно улучшается транспортная доступность этой территории.
«На протяжении последних 11 лет Москва активно избавляется от так называемого ржавого пояса – заброшенных территорий бывших промышленных предприятий. Крупнейшим проектом реорганизации столичных промзон, безусловно, является проект преображения площадки бывшего ЗИЛа», – подчеркнул заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Он отметил, что за прошедшие 10 лет здесь построили жилье, детские сады, школу-гигант на 2500 мест, а также ряд знаковых для Москвы и России спортивных и развлекательных сооружений. «Дальнейшие планы не менее масштабны: до 2030 года здесь предполагается возвести еще 3,25 млн кв. метров жилья с детскими садами и школами почти на 16 тыс. учебных мест. Кроме того, на территории бывшей промзоны построят гостиницы, офисы, торговые павильоны и другие объекты с местами приложения труда», – добавил Андрей Бочкарёв.
ДЕВЕЛОПЕРСКИЙ СОЮЗ
Промзона разделена на две условные части – север и юг. Первой жемчужиной на территории площадью 65 га стал жилой квартал «ЗИЛАРТ». Это 31 дом высотой от одного до 40 этажей, две школы, в том числе самая большая школа России, девять детских садов, парк «Тюфелева роща», музейно-выставочный центр «Коллекция», медицинский центр, концертный зал и другие объекты. Реализация проекта ведется поэтапно.
Как рассказали в пресс-службе компании-застройщика «ЛСР», основная идея квартала «ЗИЛАРТ» – собрать на одной площадке ведущих российских и зарубежных архитекторов. Каждое здание – произведение современного искусства от именитого мастера. Над созданием домов трудятся более 30 архитекторов, а общий дизайн-код разработало бюро «Меганом» Юрия Григоряна. Здесь можно встретить дома из кортеновской стали, глазурованного кирпича, здание с 22-метровой золотой аркой, с зайцами на фасадах и двухметровыми скульптурами голубей на крыше.
В южной части бывшей промзоны площадью более 100 га федеральная девелоперская Группа «Эталон» сегодня реализует проект жилого квартала Shagal.
«Главной особенностью ЖК станет соседство разных типологий застройки и форматов жилья, которые никогда прежде не пересекались в рамках одного района в Москве – от таунхаусов до небоскребов. Форма, облик и высота домов подчеркивают ландшафт и характер территории. Например, у воды стоят высокие башни, из окон которых открывается красивый вид на Москву-реку. А возле парка расположились малоэтажные урбан-виллы с зелеными внутренними дворами», – пояснил вице-президент Группы «Эталон» по региону Москва Дмитрий Володин.
На территории появится большое количество общественных функций. Это точки общепита, продуктовый и непродуктовый ритейл, образовательные и детские центры, коворкинг, салоны красоты и фитнес-клубы. Учитывая огромную территорию бывшей промзоны, масштабы и количество проектов, которые здесь реализуются, перед девелоперами стоит задача обеспечить единство застройки и визуальный комфорт будущих жителей всего района и сформировать на огромной территории полуострова сбалансированную и гармоничную среду без разрывов ткани города.
В начале 2023 года ведущие застройщики России – Группа «Эталон» и ПАО «Группа ЛСР» договорились о совместной разработке концепции для двух смежных участков застройки на территории «Полуострова ЗИЛ». Такой выгодный девелоперский союз обеспечит единство застройки и визуальный комфорт для будущих жильцов и гостей двух крупных жилых проектов.
«Жилой квартал Shagal – наш флагманский проект в Москве и возможность создать с нуля абсолютно новый, современный, комфортный и красивый район в окружении сложившейся городской застройки в нескольких километрах от Кремля. Мы выбрали открытый подход к развитию района. Еще на стадии мастер-планирования проводили социокультурные исследования и публичные дискуссии о будущем территории ЗИЛа, вовлекая в процесс создания новой городской среды представителей экспертного сообщества, будущих жильцов и активных горожан. Партнерские консультации и сотрудничество с нашим «соседом» – Группой ЛСР – часть этой большой работы», – подчеркнул вице-президент Группы «Эталон» по региону Москва Дмитрий Володин.
УДОБНО ВСЕМ
Чтобы обеспечить будущим жителям удобство и комфорт передвижения, в каждый проект закладывается транспортная инфраструктура для пешеходов, а также общественного и микромобильного транспорта. Для этого используется принцип мультимодальности – создание условий для широкого разнообразия маршрутов и способов передвижения. Такой подход делает перемещение по району комфортным и безопасным как для пешеходов, так и для пользователей всех видов общественного, личного или микромобильного транспорта.
Набережную Марка Шагала благоустроили – высадили деревья, кустарники и цветы, установили скамейки, обустроили велодорожки и детские площадки. Ландшафт набережной сформирован таким образом, чтобы создать комфортную природную среду и защитить посетителей от холодного ветра с реки, а входная зона на территорию набережной выполнена с учетом жилой застройки и улично-дорожной сети.
«На набережной высажено 275 деревьев, порядка 1450 кустарников и более 110 тысяч цветов. Ассортимент растений выбран с учетом рельефа почвы и уровня грунтовых вод. Они подобраны таким образом, чтобы набережная выглядела привлекательно летом и зимой. Обустроены две детские площадки с качелями, каруселями и другими аттракционами», – уточнил глава Стройкомплекса Андрей Бочкарёв.
Как отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговая компания участвовала в реализации проекта) Юрий Кравцов, на набережной установили 49 скамеек, 58 парковых кресел, 44 урны, оборудовали 28 велопарковок, велодорожку и беговую дорожку с резиновым покрытием.
«Общая площадь пешеходных дорожек и тротуаров, выложенных гранитной плиткой, составляет примерно 13,5 тыс. кв. метров. Покрытия дорожно-тропиночной сети выполнены преимущественно из природных материалов. Площадь цветников составила порядка 66 тыс. кв. метров, также уложено около 5,5 тыс. кв. метров газона, установлены декоративные валуны в лесных зонах парка», – уточнил Юрий Кравцов.
Проектом обустройства набережной предполагается строительство причала со спусками к воде, а также устройство детских площадок, беговых и велосипедных дорожек с мягким покрытием. На территории появятся павильоны, в которых разместятся кафе в единой конструкции с амфитеатром, буфеты и выставочный зал. Облик и пространство набережной Марка Шагала создаются в соответствии с комплексным подходом к развитию территории бывшей промышленной зоны АМО «ЗИЛ», они будут выдержаны в едином стиле с формируемым здесь жилым кварталом.
МЕТРО И ДОРОГИ
Транспортное развитие района тоже не стоит на месте. Здесь уже открыты две станции – метро «Технопарк» Замоскворецкой линии и ЗИЛ Московского центрального кольца (МЦК). И это не предел. На Троицкой линии метро станция «ЗИЛ» расположится вдоль МЦК у пересечения с проспектом Лихачёва. Она станет пересадочной на одноименные станции МЦК и перспективной Бирюлёвской линии метро. Они образуют крупный транспортно-пересадочный узел с пассажиропотоком 15,8 тыс. человек в сутки. По мере заселения новых жилых комплексов и ввода дополнительных мест приложения труда к 2028 году количество пассажиров ТПУ вырастет до 52,4 тыс. человек в сутки.
Два вестибюля станции обеспечат выход пассажиров к улице Лисицкого, проспекту Лихачёва, парку «Тюфелева роща», спортивно-развлекательному кварталу «Парк легенд», жилой застройке и остановкам общественного транспорта. Путь от станции до парка «Тюфелева роща» займет примерно минуту.
НОВЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС
Для обеспечения транспортной инфраструктурой строящихся жилых и общественных комплексов на территории ЗИЛа формируется новый дорожный каркас общей протяженностью дорог свыше 40 км. Из них уже построено 24,1 км. Самые крупные – дороги протяженностью более 7 км для ЖК «ЗИЛАРТ»; проспект Лихачёва от ТТК до Проектируемого проезда № 4062, включая автодорожный путепровод через МЦК и улицы Братьев Рябушинских, Тюфелева Роща, Мустая Карима; мост через Кожуховский затон с прилегающей улично-дорожной сетью к парку развлечений «Остров Мечты»; уча - сток набережной Марка Шагала от проспекта Лихачёва до МЦК; дороги к ТПУ «ЗИЛ» – на участке от проспекта Лихачёва до улицы Трофимова.
Кроме того, построен надземный пешеходный переход с траволаторами от станции метро «Технопарк» – через проспект Андропова к парку развлечений «Остров мечты». Ввод этих объектов обеспечил движение транспорта от набережной Марка Шагала до станции метро «Технопарк» с выходами на ТТК и проспект Андропова, а также подъездными путями к ТПУ «ЗИЛ». Продолжается строительство еще 6,9 км дорог. Одним из крупных объектов станет мост через затон Новинки. Он соединит набережную Марка Шагала и Проектируемый проезд № 4062 с выходом на Южнопортовую улицу.
«Длина мостового сооружения составит 615 метров, ширина – 26 метров. Здесь обустроят по две полосы движения в каждую сторону, тротуары для пешеходов. Параллельно с возведением моста строится подъездная дорога длиной 1,2 км», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный подрядчик по строи - тельству объекта) Юрий Кравцов.
Возведение моста планируется завершить до конца года. Также продолжается строительство участка Симоновской набережной от Крутицкой набережной до ЖК «РиверСкай» и участка Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной. В проектировании находится более 9 км дорог, в том числе участки Симоновской набережной, набережной Марка Шагала и затона Новинки. Реализация этих проектов позволит завершить формирование единой магистрали вдоль набережных Москвы-реки от Новоспасского моста до 2-го Южнопортового проезда.