timelapse

Простота и прозрачность

Темы в материале

В условиях экономического кризиса создание благоприятного инвестиционного климата — главное условие привлечения бизнеса в мегаполис. И это не только сокращение финансовых издержек, но и прежде всего снижение административных барьеров при прохождении согласовательных процедур.

Что предлагает застройщикам новый комплекс мер «От проекта до объекта за 9 шагов»

Простота и прозрачность выгодны всем участникам строительного процесса. Ведь сокращение административных процедур экономит средства как городского бюджета, так и самих застройщиков.

В Москве в строительной отрасли сегодня задействован почти миллион человек. И всем очевидно, что создание простого, четкого и прозрачного алгоритма получения градостроительной документации серьезно нивелирует коррупционные риски, снижает риски реализации проектов, позволяет планировать затраты и активно развивать сектор в целом. Одно рабочее место в строительстве создает восемь-девять рабочих мест в смежных отраслях. Общее количество строящихся объектов в Москве превышает 2,5 тысячи, строительство ведется на площади более 20 миллионов квадратных метров.

Лишь девять необходимых шагов

Департамент градостроительной политики Москвы разработал новый комплекс мер, под условным названием «От проекта до объекта за 9 шагов».

Теперь при строительстве низкорисковых объектов, то есть возводимых согласно Градостроительному кодексу РФ по упрощенной схеме регулирования, сроки согласований и затрат существенно сократятся: девять шагов, 99 дней и 0,9 процента от стоимости объекта.

Строительство таких объектов (малоэтажная застройка, склады и т.п.) должно сопровождаться минимумом согласований. После оптимизации административных процедур оставили лишь девять необходимых шагов, сократив средний срок согласований до 99 дней (без учета доработки документов заявителем). Стратегическое значение концепции заключается в том, что механизмы, инструменты и решения при ее реализации в перспективе можно распространить на все объекты в целом.

99 дней — это общий срок на прохождение самих процедур. Время на сбор документов, проектирование и, понятно, само строительство сюда не входят. Подсчитывается все в соответствии с методикой международных экспертов Всемирного банка.

Заявки большей частью подаются в электронном виде через портал государственных услуг. Процесс согласований контролируется с помощью специального сервиса «Кабинет застройщика».

В частности, Стройкомплексом уже в этом году принято новаторское решение включить в состав ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) информации о подземных коммуникациях и сооружениях, а также о предварительных технических условиях подключения к водоснабжению и водоотведению. В перспективе планируется включать в ГПЗУ информацию по остальным сетям. Это уже получило одобрение со стороны Минстроя России, Минэкономразвития России и Агентства стратегических инициатив. Если раньше застройщику требовалось много времени для сбора исходных данных, то теперь вся эта информация будет сразу предоставляться в рамках ГПЗУ, а срок получения ГПЗУ не увеличится.

Более того, с 11 апреля 2016 года заявка на ГПЗУ в Москве подается исключительно в электронном виде, сообщила на днях пресс-служба Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. «В сфере градостроительства мы стремимся сформировать полный цикл оказания услуг в электронном виде — от предоставления земли до разрешения на строительство. Исключительно в электронный вид в первую очередь переводятся наиболее востребованные заявителями услуги», — приводит ТАСС комментарий председателя Комитета государственных услуг города Москвы Елены Шинкарук. По ее словам, уже в 2015 году 54 процента обратившихся за услугой по получению ГПЗУ сделали это электронным способом.

Ранее сообщалось, что Минстрой России поручил регионам до конца 2016 года в обязательном порядке обеспечить застройщиков электронными услугами по четырем главным градостроительным документам: выдача разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, выдача ГПЗУ и заключения госэкспертизы градостроительной документации.

Главная государственная экспертиза с 1 сентября 2016 года будет работать с проектами, которые финансируются из федерального бюджета, только в электронном виде. А с 1 января 2017 года все региональные отделения государственной экспертизы перейдут исключительно на электронную форму работы с градостроительной документацией.

Цель реформ

Градостроительные власти столицы понимают, что четкий и понятный алгоритм прохождения административных процедур позволяет застройщикам правильно планировать свою работу, располагать исчерпывающим перечнем документов, минимизировать свои затраты на подготовительную работу.

В связи с этим разработанный комплекс мер «От проекта до объекта за 9 шагов» ставит перед собой несколько важных целей. Одна из основных — сократить количество процедур и сроки их прохождения до необходимого минимума, чтобы экономить время и одновременно обеспечивать соблюдение порядка и законности при строительстве, а также безопасность и комфорт конечных пользователей — жителей Москвы.

Не менее важная цель — оптимизировать прохождение оставшихся необходимых процедур, перевести их все в электронный вид. Это позволяет застройщику, помимо очевидных преимуществ, получать услуги из любой точки мира, а также владеть информацией о ходе оформления документов в режиме онлайн.

Проект перевода согласований в электронный формат стартовал в 2013 году с первых семи услуг. К концу 2014 года — 12 услуг из 14 уже предоставлялись в электронном виде. В 2015-м девять услуг оказываются исключительно в этой форме.

Как рассказал в своем выступлении в ходе круглого стола в формате Urban Talks «Стало ли легче строить в Москве» руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин, Москва лидирует среди субъектов Российской Федерации в области перевода в электронный вид госуслуг в строительной сфере. Для бизнеса в настоящее время в электронном виде доступны 12 таких госуслуг. Это градостроительные планы земельных участков, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство, заключения о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение архитектурно-градостроительного решения, паспорта колористического решения фасадов зданий и многое другое. В 2015 году 73 процента всех заявлений на госуслуги строительной сферы в Москве подано в электронном виде.

В феврале текущего года мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии Стройкомплекса сообщил, что отныне заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые документы на всех этапах реализации строительного проекта, начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Лучшая стратегия

Начало нововведениям в градостроительном хозяйстве Москвы было положено еще в 2012 году, когда мэр столицы Сергей Собянин назвал снижение административных барьеров одной из главных задач города по созданию комфортного инвестиционного климата.

С 2012 года Строительным комплексом Москвы, другими ОИВами (ДИТ, КГУ, ОАТИ) проделана большая и системная работа по снижению административных барьеров в строительной сфере. Работа велась по трем основным направлениям: ликвидация излишних административных процедур, сокращение сроков прохождения необходимых процедур, перевод услуг в электронный вид.

В первую очередь был существенно сокращен срок процедур. К примеру, проведение госэкспертизы типовой проектной документации урезали с 50 до 30 дней, не типовой — с 50 до 45 дней. Теперь за 14 дней вместо 30 можно оформить свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения, а за семь дней вместо 14 — получить ордер на производство земляных работ.

Некоторые процедуры просто ликвидировали — например, согласование документов с управами и префектурами. Ключевая реформа 2015 года — принятие нового порядка оформления ордеров, разработанного аппаратом мэра при участии КГУ и ОАТИ. Принципиально изменилась система оформления документов, необходимых для производства земляных работ, в том числе в строительстве. Отменили и ряд дополнительных процедур, связанных с оформлением ордеров.

В качестве одного из важных индикаторов хода реализации программ по снижению административных барьеров используются целевые показатели рейтинга Doing Business Всемирного банка (ВБ). Рейтинг основывается на анонимном опросе застройщиков и девелоперов в 189 странах, отражая степень легкости ведения бизнеса, в том числе в сфере строительства.

По оценке ВБ (с учетом всех методологических условностей), в 2010 году застройщик в Москве тратил на административные процедуры 589 дней и 4,2 процента от общей стоимости проекта, в 2016-м — 244 дня и 1,7 процента от стоимости, то есть практически в 2,5 раза меньше. Сократилось и общее количество процедур — с 48 до 19.

«От сложившейся в советские годы системы регулирования в строительстве мы унаследовали достаточно высокий уровень контроля за качеством и безопасностью в строительстве. Это подтверждают иностранные эксперты», — отмечал на круглом столе руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин.

Придерживаться традиций, внедряя в них современные технологии, — в данном случае наилучшая стратегия, оправдывающая себя не только в Москве, но и во всей России. Так, по оценке Всемирного банка в РФ «индекс качества строительства» составил 14 баллов из максимальных 15. Кстати, столько же баллов (14) и у Сингапура, лидирующего по направлению «Получение разрешения на строительство».