Соучаствующее проектирование: как общественные обсуждения меняют облик города
Темы в материале:
Москва активно развивается. Благодаря усилиям градостроителей мы видим, как столица меняется, становится лучше, красивее, удобнее. Цель этих преобразований – комфорт жителей. Но как добиться комфорта для каждого в таком огромном мегаполисе как Москва? Чтобы учесть все потребности градостроительного развития, необходимо привлекать к этому процессу горожан.
В ходе Московского урбанистического форума-2023 в парке «Зарядье» прошла кейс-сессия: «Как узнать и учесть мнение горожан, когда публичные слушания и общественные обсуждения надоели или не работают?», на которой эксперты обменялись опытом в этой сфере.
Подход вовлечения
Существует стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, он включает пять уровней участия.
Информирование – это предоставление информации о планируемой инициативе гражданам. Сюда также входит передача данных о последствиях реализации такой инициативы, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта.
Консультирование – выяснение мнений, желаний, личных позиций граждан или представителей определенных сообществ по вопросам, гипотезам, альтернативным решениям, предложениям в ходе реализации проекта.
Соучастие означает совместную работу с гражданами над разработкой и реализацией инициативы или проекта, для которой успешным результатом является согласованный и устраивающий все стороны проект или концепция.
Сотрудничество – совместная с гражданами работа над созданием и реализацией проекта, при которой им передается часть функций/полномочий разработчика или инициатора.
Наделение властью – совместная с гражданами работа, при которой им передается право принятия окончательного решения по ряду ключевых вопросов в рамках разработки и реализации проекта.
Руководитель аналитической группы Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab» Мария Седлецкая рассказала о том, как ее команде удалось применить в работе уровень «информирование».
В лаборатории используют различные презентации, а также рабочие встречи в формате сессии вопросов и ответов, ключевая эффективность которых – преимущество по времени, затрачиваемом на организацию, и возможность совместного творчества.
Генеральный директор OTS lab Валентина Соловьёва упомянула, что на самом начальном уровне предпочтительно создать сайт, на котором можно будет собирать ответы жителей на предложенные вопросы по теме.
В «ЦЕНТР Lab» рассказали о работе на конкурсе на проект нового здания для театра Камала в Казани. Был сформирован целый сценарий с погружением в среду театра и национальных традиций. Для всестороннего изучения вопроса организовали встречу с руководством учреждения, артистами, жителями, а на форсайт-сессии совместными усилиями построили «карту изменений», которая помогла в дальнейшей эффективной работе.
Специально для работы с молодежью, в первую очередь – с активными студентами, был проведен воркшоп. Его участники сначала продумали свои идеи, а потом выступили перед остальными.
Соучаствующее проектирование
В 2022 году жители частного поселка Риита обратились в компанию «Игратекс» для помощи в создании нового общественного и детского игрового пространства, сообщила главный архитектор и руководитель управления продукта Игратекс Валерия Шевцова.
Основным пожеланием было размещение на благоустраиваемой территории спортивного оборудования, а также создание игровой площадки для малышей и детей постарше. Характерной особенностью запроса стало сохранение природности пространства, находящегося внутри соснового леса.
В ходе соучаствующего проектирования совместно с будущими пользователями придумали концепцию территории, провели зонирование, подобрали оборудование и покрытия. Было решено использовать натуральные материалы – дерево, кору и речную гальку.
Работы завершились торжественным открытием площадки и праздником. Благодаря соучаствующему проектированию жители остались довольны реализацией проекта, так как он соответствовал их запросам.
Общественные обсуждения
«Проектный офис развития Арктики выступил оператором разработки стратегии Норильска как опорного города Восточной Арктики до 2035 года. ПОРА организовал общественное и экспертное обсуждение стратегии, а также подготовил итоговый документ для городской администрации. Работа над документом, включавшая общественное обсуждение, заняла около года», – пояснил председатель правления Проектного офиса развития Арктики, заместитель председателя комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Николай Доронин.
Для создания стратегии специалисты ПОРА отдельно провели встречи с разными группами населения: активистами общественных организаций, представителями коренных малочисленных народов, чиновниками, бизнесменами, учеными и молодежью.
Любой желающий мог поучаствовать в создании стратегии в сети Интернет: предложение или идею можно было отправить онлайн.
Для привлечения внимания к ресурсу провели рекламную кампанию. Только интернет-пользователи прислали более 150 предложений, каждое из которых эксперты оценили с точки зрения реализуемости и источников финансирования.
Эксперты ПОРА провели несколько месяцев в Норильске, организовывая общественные обсуждения документа. Стратегические сессии по подготовке документа на месте заняли около недели. В процессе прошло заседание дискуссионного клуба ПОРА в Москве, объединившее специалистов из разных регионов России.
В итоговом стратегическом документе сформулированы цели: Норильск в 2035 году должен стать комфортным для жизни городом, транспортно-логистическим хабом и вместе с тем – чистым и безопасным с точки зрения экологии инновационным индустриальным городом.
В стратегии прописаны задачи, необходимые для достижения каждого из этих пунктов, и механизмы их реализации, включая правовые нормы и финансовые инструменты.
Привлечение жителей в общественные обсуждения
В современной России привлекать к соучаствующему проектированию граждан следует не только в столице и крупнейших городах, но и в сельской местности. И в этом направлении уже есть успешные примеры.
Руководитель проектов консалтингового бюро ATLAS Елена Трубина рассказала об опыте привлечения жителей в общественные обсуждения на примере двух кейсов: мастер-плана «Молодой Оренбург» и первого в России мастер-плана сельской агломерации в Дагестане.
Мастер-план «Молодой Оренбург»
В процессе разработки мастер-плана прошел трехдневный офлайн-интенсив, в котором приняли участие 12 студентов творческих вузов, тьюторами стали местные молодые активисты. В качестве спикеров были приглашены как архитекторы и социологи бюро Atlas, так и другие эксперты: иллюстратор, куратор музея, преподаватели и представители власти.
Участников интенсива поделили на две команды для разработки рекомендаций по ключевым направлениям проекта: видение развития будущей территории, транспорт, зеленый каркас, якорные объекты, социальная инфраструктура и жилье.
По итогу большинство решений внедрили в мастер-план, а именно – зеленые маршруты, развитие экологии, разнообразие застройки, многофункциональный центр, археологический парк, наличие свободных площадей для малого бизнеса и разгрузка прилегающего шоссе.
Для привлечения внимания социально активной молодежи к теме мастер-планирования записали аудио-подкаст популярных авторов о развитии города, урбанистике и благоустройстве, рассказав о специфике отрасли, подходах при проектировании.
В ходе разработки стратегии развития территории максимально широко освещали все этапы на телевидении, радио, в СМИ. При проведении социологического исследования и вовлечения собрали более 400 качественных идей, создали онлайн-платформу для сбора идей и предложений.
Более 100 публикаций в социальных сетях и широкое освещение в региональных СМИ позволили наиболее широко рассказать о будущих преобразованиях, обеспечить обратную связь и учесть пожелания жителей.
Республика Дагестан: первый в России мастер-план сельской агломерации
Общение проходило в формате фокус-групп: проводились интервью с представителями администраций, местными предпринимателями и другими жителями, что позволило выявить основные запросы сельчан, а также культурные и социальные особенности сел и их уникальные черты.
Хотя в процесс разработки мастер-плана вовлекались люди разного возраста, самыми активными участниками оказались старшеклассники – для них провели четырехдневную мастерскую «Куьре». Работа была организована по трем направлениям – подготовка экскурсии о селах на основе истории своих семей, разработка объектов уличного искусства и уличной мебели.
Благодаря такому формату вовлечения удалось четко определить ключевые запросы молодежи в селах:
- поиск путей устранения дефицита мест для досуга с семьей и неформального общения со сверстниками;
- увеличение возможностей для творческой реализации;
- улучшение доступа к природным территориям.
Старшеклассники проявляли интерес к селам, истории своих семей и родного края. При подготовке проекта благоустройства села Юхари-Стал, которое стало пилотной площадкой реализации мастер-плана, среди молодых мам также был выявлен запрос на увеличение пространств для общения между собой.
Вовлечение жителей – это не только возможность узнать глубинные потребности населения для профессиональных урбанистов, проектирующих развитие теории. Это взаимовыгодный обмен. Жители встречаются с новыми интересными людьми, узнают, как можно улучшить качество своей жизни, еще больше начинают уважать место, где живут, и вдохновляются на перемены.
Какие существуют методики взаимодействия при работе с жителями?
Условно такое взаимодействие можно разделить на типы: с наличием непосредственного контакта с жителями и в удаленном формате. О некоторых методиках рассказали сооснователи Synopsis.Group Павел и Юлия Степанцовы.
Одним из наиболее простых способов можно назвать информирование при помощи данных на сайте.
Онлайн-опрос через сбор мнений на сайте. Этот метод позволяет достаточно эффективно выявить интересы, запросы жителей; узнать, что можно и нужно сделать или изменить в городе и пр.
Онлайн-панели – являющиеся надежным источником, но с ограниченным числом респондентов. Методика river-sampling – система проведения социологических исследований с привлечением респондентов в сети Интернет по принципу поточной выборки.
Аналитика социальных медиа – такой метод удобен тем, что собирается уже готовая информация по всем возможным соцсетям и прочему, в результате чего становится возможным подобрать в том числе такую информацию, которой люди не стали бы делиться, например, в открытых голосованиях.
Форсайт-сессии (от англ. Foresight «предвидение») – формат коммуникации, при котором участники могут договориться по поводу перспективных проектов, определить наиболее подходящий и скоординировать дальнейшие действия по его реализации.
Воркшопы – как правило, подобный формат направлен на обучение, приобретение новых знаний. В случае работы с жителями речь идет о воркшопе в форме дискуссионного клуба и подразумевает общение и продумывание идей.
В отличие от предыдущего варианта, результат воркшопа – готовый концепт или проект. Участники продумывают свои идеи, а потом выступают перед остальными и презентуют результат.
Как жители столицы участвуют в развитии городской среды: московский опыт
Наиболее яркие современные примеры активного погружения жителей в работу общественных обсуждений – проекты «Активный гражданин» и «Мой район».
Остановимся на первом. По инициативе мэра Москвы Сергея Собянина еще в 2014 году была запущена система электронных опросов «Активный гражданин». Среди главных задач проекта – получение мнения горожан по актуальным вопросам, касающимся развития города.
Масштабы проекта впечатляют:
- более 6,6 млн активных граждан – участников;
- более 6 тыс. прошедших голосований;
- свыше 239 млн принятых мнений.
Опросы «Активного гражданина» делятся на три категории: общегородские, отраслевые и районные. За участие в них начисляются бонусные баллы, которые можно обменять на вознаграждения.
Голосования в «Активном гражданине» могут относиться к самым разным сферам – люди участвуют в решении как серьезных вопросов, таких как принятие законов и постановлений, до самых обычных, касающихся только небольшого количества жителей – утверждения проектов благоустройства парков, детских площадок, дворов и пр.
Важно ли привлекать людей в управление общественными пространствами?
Привлечение людей в управление общественными пространствами, безусловно, позитивно сказывается на конечном результате.
В современном, бурно развивающемся мире все большее количество вопросов, касающихся жизни города, решают сами жители, и впереди – еще более успешные кейсы.
Если такая тенденция продолжится в ближайшие годы, появятся и новые формы взаимодействия с жителями, которые приведут к более тесному контакту с ними архитекторов, градостроителей и городских властей.