Современная московская школа: как проектируют новые объекты
Яркие фасады, многосветные атриумы, трансформируемые пространства, медиатеки, комфортные универсальные и специализированные кабинеты. Именно такие современные школы, с комфортной и открытой образовательной средой, получают нынешние ученики.
Все объекты образования проектируются с учетом требований стандарта «Московская школа», утвержденного в столице в 2021 году. И не только новые. Теперь в столице реализуется и программа модернизации «Моя школа». Первые четыре учебных корпуса, обновленные в рамках этого проекта, открылись 1 сентября.
Благодаря стандарту строителям будет проще, легче и быстрее возводить школьные здания.
Что представляет собой стандарт «Московская школа», как ведется проектирование объектов образования и какие нюансы учитываются при этом? Эти вопросы эксперты обсудили в ходе круглого стола на тему «Современная школа: баланс между типизацией и инновациями с учетом новых трендов в проектировании и строительстве объектов образования», который прошел в ноябре в рамках VIII Международной выставки BUILD SCHOOL 2024 в Гостином дворе.
Модератор мероприятия – архитектор образовательной среды, собственник АБ ИМАГО Сергей Остроух. Спикерами выступили:
- руководитель Департамента гражданского строительства Москвы Рафик Загрутдинов;
- заместитель председателя Москомархитектуры Максим Кандыбайло;
- заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александра Корнеева.
Главное - комфорт учеников
Руководитель Департамента гражданского строительства Москвы Рафик Загрутдинов заявил, что масштабное обновление действующих и строительство новых образовательных учреждений – приоритетная задача. Это необходимо для достижения целей национального проекта «Образование»: раскрыть таланты каждого ребенка и усилить конкурентоспособность российской школы.
«При разработке стандартов московской школы нельзя забывать, для кого мы работаем. Это – школьник, ребенок. Главное, чтобы именно ему было комфортно. А для этого нужно услышать самого ученика, грамотно получать от него обратную связь и дать ему все, что необходимо», – пояснил Рафик Загрутдинов.
По его словам, еще на этапе проектирования необходимо учесть удобства для всех категорий учащихся. Планировочные решения в школах должны создавать многосветные пространства, комфортную, открытую среду, поскольку все это влияет на развитие ребенка.
Стандарт «Московская школа», в котором обозначены основные принципы проектирования столичных объектов образования, был утвержден в декабре 2021 года. Его разработали специалисты ГКУ Дирекция инфраструктуры Департамента образования и науки города Москвы совместно с управленческими командами школ города. В 2022 году, после апробации разработанных требований к зонированию, наружной и внутренней отделке школ столицы, подготовили обновленную версию – стандарт «Московская школа» 2.0, а также стандарт «Московская школа. Модернизация объектов образования» .
Заместитель председателя Москомархитектуры Максим Кандыбайло отметил, что город уделяет особое внимание строительству уникальных зданий с интересными пространствами. Поэтому роль архитектора и проектировщика выходит на передний план.
«При проектировании школ необходимо уделять внимание разнообразным фасадным решениям и вписывать новые объекты в контекст окружающей застройки. Каких-либо ограничений по используемым материалам Москомархитектура не предъявляет», – сказал Максим Кандыбайло.
Сначала школы, потом дома
Рафик Загрутдинов считает, что площадки для возведения школ и детских садов надо продумывать и готовить на длительную перспективу.
«Приоритет – инфраструктуре, в том числе социальной. Градостроителям в первую очередь нужно оставлять удобные площадки для будущих школ и иных образовательных учреждений, с учетом инсоляции, подъездных дорог, инженерных систем. И только потом подбирать места для коммерческой недвижимости и жилья», – сказал он.
С этим мнением согласен и Максим Кандыбайло. Он привел в пример Центральный административный округ, где проблема с размещением социальных объектов стоит особенно остро.
«В центре города земли очень мало. Приходится буквально выискивать площадки, чтобы разместить школу или детский сад. При этом участки не только малы, но еще и имеют сложную форму. Типовой объект здесь невозможно «посадить» при всем желании. А ведь, помимо самого здания, нужно обеспечить различные площадки, спортивное ядро, подъездную дорогу для пожарной техники и многое другое. При возведении новых зданий в ЦАО приходится существенно перекладывать коммуникации. Все это приводит к росту стоимости строительства», – пояснил Максим Кандыбайло.
Стандарт «Московская школа»
Заместитель руководителя Департамента образования и науки столицы Александра Корнеева в свою очередь сообщила, что 1 сентября 2025 года в столице введут в эксплуатацию 51 школьное здание, отремонтированное по новому стандарту, затем ежегодно будут открывать около 100 обновленных объектов.
Так, первое здание после модернизации по стандарту «Московская школа» посетил мэр Сергей Собянин в августе этого года. Корпус школы №1190 в районе Митино на северо-западе столицы отремонтировали снаружи и внутри, закупили новое оборудование и мебель, благоустроили территорию, создали два лабораторно-исследовательских комплекса.
Также по новому стандарту обновляют школу №1501 на 700 мест на ул. Тихвинская, д. 39, стр. 2 в Тверском районе столицы. Четырехэтажное здание 1936 года постройки переделывают снаружи и внутри, уделяя особое внимание созданию современной образовательной среды для детей и педагогов.
«Стандарт «Московская школа» уже прошел определенный путь: его дорабатывали и корректировали в соответствии с реальным опытом его применения. Сейчас мы пришли к необходимости его серьезной детализации», – сказала Александра Корнеева.
В ходе работы над стандартом эксперты пришли к выводу, что подробная инструкция для строителей должна разрабатываться по каждому конкретному критерию, вплоть до регламентирования видов эксплуатируемых подоконников.
Заместитель руководителя Департамента образования и науки столицы отметила, что помимо стандарта, есть технологическое задание на проектирование и строительство объекта для застройщика – документ из 500-600 листов, в котором содержатся ключевые требования к будущей школе или детскому саду. В него включен перечень первоначального оснащения объекта.
«Также будут разрабатываться типовые функциональные блоки помещений. Это не типовой проект здания, а именно типовой блок: например, многосветное многофункциональное пространство –атриум, который может сопрягаться с обеденным залом. Вот из таких типовых блоков, как в конструкторе, и будут создаваться школьные здания. Этот опыт в дальнейшем возможно масштабировать и в регионах», – пояснила эксперт.
Напомним, с начала этого года в Москве открыли более 40 объектов образования, среди них – 17 школьных зданий. Всего в столице с 2011 года возвели около 200 школьных зданий.