timelapse
Все темы

Ехать подано. Как меняется транспортная система мегаполиса

Темы в материале

Дорожное строительство сегодня выглядит иначе, чем в XX веке. Изменилось само проектирование и градостроительный подход к планированию улиц. В первую очередь это комплексный подход к проектированию улично-дорожной сети: магистрали и проезды должны вести к местам интереса, учитывать перспективы роста территории и не мешать пешеходному трафику.

Заметнее всего новый подход на территории новой Москвы. Там проектирование и строительство дорог ведется раньше, чем появляется жилая и коммерческая недвижимость. В итоге девелоперские проекты вписываются в уже сформированный каркас, а не когда инфраструктура пытается их догнать. В черте старой Москвы дорожная сеть также пересматривается, решая главную задачу - уход от центростремительности.

Современные дороги делятся на два главных типа: городские улицы и скоростные шоссе, так называемый второй контур дорог. Первые - преимущественно для людей, вторые - исключительно для машин. Их задача максимально быстро доставить пассажира в другой район или другой город, оперативно выпустить автомобили из центра в пригороды в часы пик. Магистрали не пересекаются с городскими улицами, а попасть на них можно только через специально оборудованные въезды. Их проводят в пределах сложившихся транспортных коридоров, вдоль железных дорог или в промзонах, спускаясь в тоннели вблизи городской застройки. Проще говоря, подальше от улиц.

Транспортные мегапроекты

Пожалуй, сегодня главный дорожный проект - строительство в городе хордовых магистралей. Северо-западная, Северо-восточная, Юго-восточная хорды и Южная рокада прорежут город между МКАД и ТТК, сократят время в пути и заметно разгрузят центр и МКАД. Иногда их сравнивают с четвертым транспортным кольцом, однако это не совсем верно. Эти магистрали - именно хорды. Они должны связать те районы, которые расположены в пределах 30-90 градусов по окружности, а остальной трафик будет использовать привычные ТТК и МКАД.

Хорды станут ключевым элементом нового транспортного каркаса Москвы. Строительство будет завершено к 2023 году, хотя многие участки открыты для движения автомобилей уже сегодня.

Северо-западная хорда почти готова, остался один объект - балочный мост через канал им. Москвы. Его ввод запланирован на 2019 год. Северо-восточная хорда готова на 70%. Открыты участок от Бусиновской развязки до Дмитровского шоссе, от Щелковского до Открытого шоссе, от шоссе Энтузиастов до МКАД. "Эта дорога улучшила транспортную доступность для миллиона человек, живущих в 10 районах Москвы, в том числе тех, что за МКАД: Некрасовке, Косино-Ухтомском и др. Таким образом, Северо-восточная хорда готова на две трети, автомобильное движение запущено по всем участкам, кроме двух финальных отрезков: от Дмитровки до Ярославки и от Ярославки до Открытого шоссе", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Новые рекорды

За последние годы прирост дорожной сети в столице бьет рекорды: по темпам строительства улиц и магистралей Москва занимает второе место в мире, уступая только Шанхаю.

"За восемь лет мы совершили настоящий рывок, - отмечает Марат Хуснуллин, - построив и реконструировав более 800 км дорог, увеличив тем самым их протяженность на 19% от той сети, что существовала в Москве прежде. Построили свыше 250 тоннелей, эстакад и мостов, более 200 пешеходных переходов".

2018 год и вовсе стал рекордным - введено 127 км дорог, 19 пешеходных переходов, 55 искусственных сооружений. Активно идет строительство дорог и в новой Москве. Одновременно с возведением школ, больниц и нового жилья на юго-запад потянулась дорожная сеть.

В начале 2019 года строилось 100 км дорог, а на стадии проектирования находилось еще 130. Как только появляется новая дорога, на нее выводят маршруты общественного транспорта, чтобы жители могли удобно и быстро перемещаться между населенными пунктами и точками притяжения, а также легко попадать в старую Москву.

Инфраструктура растет опережающими темпам. Руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин отметил: "Дороги есть даже там, где, кроме них, больше пока ничего нет, но уже можно строить любую недвижимость. Почти все проблемы, связанные с обеспечением транспортной доступности присоединенных территорий столицы, уже решены".

Полностью решить проблему пробок не смог еще ни один мировой мегаполис, однако дорожное строительство помогает сгладить последствия. "Мы получили (за последние несколько лет. - Прим. "МП") еще миллион автомобилей, - заявил мэр Москвы Сергей Собянин. - И если бы это количество машин легло на старую дорожную сеть, сегодня город стоял бы в транспортном коллапсе. У нас бы постоянно было 9 баллов. Никто бы никуда не ехал".

Кроме того, вместе со строительством дорожной инфраструктуры развивается общественный транспорт, привлекая автомобилистов в новые трамваи, автобусы и вагоны метро. В результате Москва, завсегдатай рейтингов самых "пробочных" мегаполисов мира, уже к 2017 году перестала их возглавлять, а по версии авторитетной компании TomTom покинула первую десятку рейтинга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий:

Мы часто слышим, что если в чистом поле построить дорогу, то прилегающие к ней территории оживут. Мы стали счастливчиками реализации этой аксиомы. Опережающий темп строительства дорог дает мощный синергетический эффект к развитию прилегающих земель. Поэтому сейчас мы наращиваем темпы создания дорожно-транспортной инфраструктуры.

С момента присоединения к Москве новых территорий открыто 157 км дорог, 117 км находится в стройке, 139 км проектируется. Всего за четыре года мы планируем сдать 266 км различных магистралей. Если учитывать сроки и скорость, то за четырехлетний период будет построено в 2,5 раза больше трасс, чем за прошедшие семь лет. Причем речь идет не об одно-двухполосных дорогах, а о полноценных 4-6-полосных трассах. Это колоссальный объем. Такой высокий темп строительства себя полностью оправдывает. Как только открывается новая дорога, сразу появляются и новые автобусные маршруты. Недавно в ТиНАО запущен транспортно-пересадочный узел "Саларьево", и туда сразу же переехало международное автобусное сообщение. Сегодня в новой Москве проектируется еще один дублер Калужского шоссе. Дорога откроется уже через 3-4 года. Также по мере освоения территорий и увеличения населения ТиНАО появляются и поперечные связи.

Еще одно важное направление нашей работы по созданию транспортной инфраструктуры - это развитие и строительство новых железнодорожных станций. По территории ТиНАО проходят железнодорожные ветки Киевского и Курского направлений. В рамках запуска Московских центральных диаметров мы планируем построить пять путепроводов и открыть две новые станции - Санино и Остафьево. Введем в расписание 93 новых поезда, которые будут курсировать по районам новой Москвы. Всего же на присоединенных территориях появится 80 км новых и реконструированных железнодорожных путей.

На присоединенных территориях уже запущены четыре станции метро, еще четыре откроются в июне нынешнего года. Платформы станут продолжением Сокольнической ветки метро. Это станции "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Коммунарка".

Благодаря продлению линии территории, расположенные в зоне влияния новых станций, получат развитие. Там появятся новые жилые комплексы, торговые центры, офисные здания, объекты спорта и культуры. К примеру, в Коммунарке уже строятся здания крупнейшего в России больничного комплекса, префектуры и полиции. А рядом со станцией "Прокшино" откроется крупный горнолыжный комплекс.