151 выездная проверка качества работ и материалов проведена на строящихся объектах столичного метрополитена за девять месяцев этого года, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
«В Москве продолжается масштабное строительство станций и линий метро. Эти объекты считаются особо опасными и технически сложными, поэтому требуют от нас повышенного внимания», – пояснил Игорь Войстратенко.
Сейчас на особом контроле Мосгосстройнадзора находится строительство Сокольнической линии на участке между станциями «Коммунарка» и «Потапово», Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до «Столбово», а также станции «Суворовская» Кольцевой линии.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Кроме того, проверки прошли на территории восьми электродепо: «Выхино», «Руднёво», «Южное», «Аминьевское», «Владыкино», «Нижегородское», «Саларьево», «Сокол».
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Контрольно-надзорные мероприятия проводились в рамках индивидуальных программ проверок.
Войстратенко добавил, что на ряде строящихся объектов метро выявлено нарушение требований безопасности при проведении работ на стройплощадках.
С января по сентябрь Мосгосстройнадзор зафиксировал 1976 нарушений. Оформлено 333 протокола об административных правонарушениях, за устранением которых установлен строгий контроль.
Выявить нарушения помогает инструментальный контроль со стороны подведомственного Центра экспертиз. За 9 месяцев 2023 года его специалисты приняли участие в 45 надзорных мероприятиях и составили 858 экспертных заключений на основании проведенных испытаний и исследований.
«Чтобы предотвратить нарушения, профильное управление ведет профилактическую деятельность на каждом этапе возведения объектов. В этом году на счету инспекторов Управления по надзору за объектами метрополитена – 589 таких мероприятий. Мы консультируем участников строительства и выдаем им предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований», – подчеркнул Войстратенко.
Председатель Мосгосстройнадзора напомнил, что в первую неделю сентября завершилось строительство участков двух линий метро: Солнцевской и Люблинско-Дмитровской. Их сооружение также находилось под пристальным вниманием столичного надзорного ведомства.
Протяженность первой ветки – порядка 30 км, она включает 14 станций, рядом с которыми проживает более 1,5 млн москвичей. Одна из них, «Аэропорт Внуково», стала первым в России транспортным узлом, соединившим метро и воздушную гавань.
Кроме того, осенью на Люблинско-Дмитровской линии открылись станции «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех» – они улучшили транспортную доступность для 500 тыс. жителей.
На сегодня под контролем специалистов Мосгосстройнадзора находится 86 объектов метрополитена.
Строительство метро в Москве