Участок «Дубровка» – «Волжская» Люблинско-Дмитровской линии метро будет закрыт с 1 по 23 мая, сообщили в пресс-службе Центра организации дорожного движения.
Строители будут прокладывать тоннель БКЛ, и по правилам безопасности необходимо приостановить движение.
«Вместо поездов пассажиры смогут пользоваться бесплатными компенсационными маршрутами. Для них с 30 апреля по 24 мая на юго-востоке столицы будет временно изменена схема движения», – отметили в пресс-службе.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Это касается жителей районов Южнопортовый, Кузьминки, Текстильщики, Люблино, Печатники и Нижегородский.
Для беспрепятственной работы компенсационных автобусов в округе появится 9,3 км временных выделенных полос на участках:
- ул. Шарикоподшипниковская от д. 9 до ул. Новоостаповская и от ул. Южнопортовая до ул. Новоостаповская (в оба направления);
- ул. Новоостаповская перед ул. Симоновский Вал и перед ул. Шарикоподшипниковская;
- ул. Южнопортовая от ул. Шарикоподшипниковская до ул. Трофимова (в оба направления) и перед ул. Гурьянова;
- пр. 1-й Южнопортовый от ул. Трофимова до проектируемого проезда № 1422 (в оба направления);
- пр. 2-й Южнопортовый от пр. 1-го Южнопортового до проектируемого проезда № 1423 (в оба направления);
- ул. Гурьянова от ул. Южнопортовая до ул. Шоссейная (в оба направления);
- проектируемые проезды № 6053 и № 2289;
- ул. Полбина от ул. Шоссейная до ул. Гурьянова;
- ул. Ставропольская от ул. Краснодонская до ул. Люблинская;
- ул. Краснодонская от ул. Шкулёва до ул. Ставропольская;
- ул. Люблинская от д. 4А до ул. Шкулёва (в сторону области) и после пересечения с 11-й ул. Текстильщиков (в сторону центра);
- ул. Юных Ленинцев перед ул. Люблинская;
- Волгоградский проспект от ул. Шоссейная до ул. Люблинская.
«Обращаем внимание водителей такси, что проезд и по временным выделенным полосам, и по имеющейся полосе на Люблинской улице будет разрешен только для городского транспорта», – добавили в пресс-службе.

Чтобы не мешать работе компенсационных маршрутов, будут временно отменены следующие маневры:
- левый поворот с ул. Шарикоподшипниковская на ул. Новоостаповская при движении в центр;
- правый поворот с 1-го Южнопортового проезда на 2-й Южнопортовый проезд при движении из центра;
- движение с 1-го Южнопортового проезда на проектируемый проезд № 1423;
- разворот на 2-м Южнопортовом проезде перед проектируемым проездом № 1423;
- правый поворот с ул. Гурьянова на ул. Шоссейная;
- повороты с ул. Люблинская на ул. Шкулёва;
- левый поворот с ул. Люблинская на ул. Юных Ленинцев;
- съезд с Волгоградского просп. на ул. Люблинская;
- разворот на ул. Люблинская перед Волгоградским проспектом;
- движение на участке ул. Южнопортовая в районе д. 22А.
Для личного транспорта также будут запрещены: проезд по ул. Шарикоподшипниковская (от ул. Новоостаповская до ул. 1-я Машиностроения из центра), движение по проектируемому проезду № 1423, по ул. Курская, проезд по ул. Батайская и по Северному тоннелю.
Жителям ряда улиц временно придется пользоваться альтернативными выездами из дворов, так как для личного транспорта будут закрыты:
- выезд от домов 22, стр. 18, 22, стр. 10, 22, стр. 13 по ул. Южнопортовая на 1-й Южнопортовый проезд;
- выезд от вл. 36 по ул. Трофимова на 1-й Южнопортовый проезд;
- выезд от д. 37/1 по ул. Люблинская на ул. Люблинская;
- выезд из двора д. 3 по ул. Юных Ленинцев на ул. Юных Ленинцев.
Чтобы избежать задержек городского транспорта, временно запрещено парковать автомобили:
- на ул. Шарикоподшипниковская, в районе д. 1 – д. 5 и д. 9, а также от ул. 1-я Машиностроения до ул. 1-я Дубровская;
- с обеих сторон ул. Новоостаповская (от ул. Велозаводская до ул. Шарикоподшипниковская, за исключением парковочного кармана в районе д. 6);
- на ул. 1-я Дубровская, в районе д. 13А, стр. 1 – д. 15, стр. 19 и в районе д. 18;
- на ул. Трофимова, в районе д. 36, стр. 6 – д. 36, стр. 1;
- в 1-й Южнопортовом проезде (от ул. Трофимова до 2-го Южнопортового проезда);
- на участке 2-го Южнопортового проезда (от 1-го Южнопортового до проектируемого проезда № 1423 в оба направления);
- на ул. Южнопортовая, напротив д. 23А и на участке от проектируемого проезда № 6053 до ул. Гурьянова;
- на участке проектируемого проезда № 6053 (от ул. Гурьянова до ул. Южнопортовая) (в оба направления);
- на участках ул. Гурьянова (от ул. Южнопортовая до ул. Шоссейная и от ул. Шоссейная до проектируемого проезда № 6053);
- на ул. Шоссейная, в районе д. 4, корп. 1 и д. 19, корп. 1;
- на ул. Кухмистерова (от ул. Полбина до ул. Шоссейная в оба направления);
- на ул. Полбина (от ул. Кухмистерова до ул. Гурьянова в оба направления);
- на ул. Ставропольская (от ул. Краснодонская до ул. Люблинская);
- на ул. Люблинская, в районе д. 61;
- на ул. Краснодонская (от д. 39, стр. 1 по ул. Тихая до ул. Тихая, в районе д. 4, стр. 6 – д. 4, стр. 8 по ул. Шкулёва и напротив д. 4, стр. 8 по ул. Шкулёва);
- на участках ул. Шкулёва (от ул. Люблинская до ул. Малышева в оба направления и от ул. Малышева до Волжского бульвара);
- с обеих сторон Волжского бульвара (от ул. Шкулёва до ул. Юных Ленинцев);
- на ул. Юных Ленинцев, в районе д. 3;
- на ул. Люблинская, в районе д. 31/1 и от д. 10, стр. 44 до ул. 1-я Текстильщиков.
По одной из полос ограничат движение на участках: ул. Южнопортовая перед пересечением с проектируемым проездом № 1423 (с 2 до 1 полосы), на 11-й ул. Текстильщиков перед пересечением с ул. Люблинская (с 2 до 1 полосы), а также в Спортивном проезде перед пересечением с ул. Краснодонская (с 2 до 1 полосы).
Пять участков улиц временно станут односторонними:
- ул. Шарикоподшипниковская (от ул. Симоновский Вал до ул. 1-я Дубровская);
- ул. Кухмистерова (от ул. Полбина до ул. Шоссейная);
- участок ул. Кубанская (от ул. Курская до д. 44/8);
- участок проектируемого проезда № 2289 (от д. 50, стр. 2 до ул. Люблинская);
- ул. Ставропольская (от ул. Люблинская до ул. Краснодонская).
Движение в районе закрытых станций будет осложнено, особенно в часы пик.

«Просим отнестись с пониманием к временным неудобствам, заранее планировать свои маршруты, не мешать работе городского транспорта и по возможности отказаться от поездок в зону перекрытий или сдвинуть их на внепиковые часы», – заключили в пресс-службе.
Информация передана в навигационные сервисы «Яндекса», также она будет размещена на дорожных табло. Помимо этого, все ограничения опубликованы на Едином транспортном портале.
За обстановкой в районе закрытых станций метро будет непрерывно следить Ситуационный центр ЦОДД, а на участках дежурить экипажи дорожного патруля. При необходимости они будут принимать меры, чтобы компенсационные маршруты шли без задержек.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Также могут вводиться дополнительные ограничения.
Все о строительстве метро
Проходку всех тоннелей БКЛ завершат в этом году