В проекте «Активный гражданин» открыты голосования, посвященные Московским центральным диаметрам (МЦД), программе реновации жилищного фонда, строительству Большой кольцевой линии (БКЛ) метро и реконструкции клеверных развязок на МКАД.
Необходимо ли Москве еще одно кольцо метро? Участникам предлагается оценить мегапроект по строительству БКЛ и ответить на вопросы о наиболее часто используемом транспорте. Кроме того, у горожан спросят, планируют ли они пользоваться БКЛ в будущем. Последний вопрос посвящен тому, часто ли жители столицы бывают в районах строительства новой линии.
БКЛ – самый масштабный проект в истории метростроения в России и в мире. Длина нового кольца составит около 70 км с 31 станцией.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Большое кольцо метро соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой. Со станций БКЛ можно будет сделать пересадки на радиальные линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК), Московские центральные диаметры и радиальные линии железной дороги.
Останутся ли развязки клеверного типа на МКАД? Горожане решат, нужно ли реконструировать клеверные развязки на северо-востоке и юге Московской кольцевой автодороги – на пересечениях с Осташковским и Алтуфьевским шоссе, а также с улицей Липецкая.
В новом голосовании проекта – пять вопросов. Москвичи ответят, поддерживают ли они идею реконструкции клеверных развязок, каким видом транспорта пользуются, как часто бывают в районах, где планируется обновление развязок.
Два последних вопроса определят, будут ли голосующие пользоваться новыми развязками на МКАД и что они думают о транспортной ситуации, которая сложится после реконструкции.
Нужно ли жителям столицы наземное метро? Горожанам предстоит ответить на четыре вопроса о Московских центральных диаметрах. Они обозначат свое отношение к наземному метро и расскажут, каким видом транспорта пользуются чаще всего.
Среди вариантов ответа: «метро, включая МЦК», «электрички», «наземный общественный транспорт», «личный автомобиль или каршеринг», «такси», «передвигаюсь пешком», «на велосипеде/самокате».
Горожане ответят, как часто они бывают в районах, где проходят новые линии, и планируют ли пользоваться наземным метро.
Московские центральные диаметры свяжут разные направления Московской железной дороги. С платформ МЦД можно будет комфортно перейти на станции метро и МЦК. Благодаря новому наземному метро пассажиры смогут пересечь столицу за 40 минут.
Первые диаметры «Одинцово – Лобня» (МЦД-1) и «Нахабино – Подольск» (МЦД-2) планируется запустить до конца этого года. В перспективе появятся диаметры, которые свяжут Зеленоград и Раменское, Апрелевку и Железнодорожный, Пушкино и Домодедово.
На МЦД-1 и МЦД-2 откроют 66 станций, с 27 из них можно будет пересесть на станции метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. Работать диаметры будут как метро – с 05:30 до 01:00.
По первым двум диаметрам будут курсировать поезда «Иволга» с комфортным микроклиматом и системой обеззараживания воздуха. В вагонах предусмотрены крепления для велосипедов, точки доступа к Wi-Fi, USB-розетки для зарядки гаджетов.
Москвичи смогут также высказать свое мнение о программе реновации и о том, нужно ли вносить изменения в ход ее реализации.
Участникам проекта предлагают ответить на четыре вопроса. В первом необходимо оценить срок реализации программы, а во втором – указать, как они относятся к покупке квартиры в квартале реновации. Часть жилья в новых домах предлагают продавать, что позволит частично окупить затраты бюджета на переселение жителей. В третьем вопросе нужно сделать прогноз, как повлияет программа реновации на комфорт в районе. Здесь предложены следующие варианты ответа:
- «Стоимость моей квартиры станет выше»;
- «Район станет более красивым и благоустроенным»;
- «Обновится социальная инфраструктура»;
- «Появится больше рабочих мест в шаговой доступности»;
- «Снизится уровень преступности и повысится безопасность проживания»;
- «Ничего не изменится».
В последнем вопросе москвичи ответят, проживают ли они в доме, который вошел в программу реновации.
Напомним, проект «Активный гражданин» запустили в 2014 году. К нему присоединилось уже 2,6 млн человек. За пять лет с помощью сервиса провели более 4 тыс. голосований и реализовали свыше 3 тыс. решений москвичей.
Горожане определяют, какие улицы и дворы нужно благоустроить, какую программу составить для столичных праздников, предлагают идеи по развитию города.
Большая кольцевая линия метро
Московские центральные диаметры
Программа реновация жилья
Реконструкция клеверных развязок на МКАД