Формирование единого транспортного каркаса российской столицы, включающего в себя метро, железные дороги и хордовые магистрали, планируется завершить до 2024 года. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«До 2024 года мы планируем завершить формирование современного единого транспортного каркаса Москвы. К этому времени будут достроены Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также будет запущена система скоростных хордовых магистралей», – сказал Андрей Бочкарёв в рамках X Московского урбанистического форума.
Глава Стройкомплекса отметил, что приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры города на ближайшие годы останется строительство метро.
«В планах на ближайшие два года строительство 58 км линий, 24 станций и трех электродепо. Конечная задача программы развития сети метро – обеспечение 90% москвичей подземкой в шаговой доступности», – пояснил Бочкарёв.
По словам заместителя мэра, другим направлением работы является развитие железнодорожного транспорта.
«С начала этого года уже открыто три платформы на разных маршрутах МЦД, а до конца года планируется достроить еще восемь остановочных пунктов. Однако важнейшей задачей является не просто строительство новых станций, но и их интеграция в общегородскую транспортную систему», – подчеркнул Бочкарёв.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Также, по словам заммэра, в это время будет запущено движение на всем протяжении системы скоростных магистралей, которая состоит из Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также Южной рокады.
«На сегодня в рамках проекта построено 190 км дорог, что составляет около 60% от общей протяженности», – добавил Андрей Бочкарёв.
Хордовые магистрали Москвы
В столице создается новый транспортный каркас – реализуется ключевой проект развития улично-дорожной сети внутри МКАД. В его состав войдут Северо-Западная хорда, Южная рокада и Московский скоростной диаметр (в его состав вошли Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды).
В результате улучшится транспортная доступность более 70 районов города. Новые трассы свяжут вылетные магистрали, разгрузят межрайонные дороги, Третье транспортное кольцо и МКАД.
Бессветофорное движение на большинстве участков и перераспределение потоков сократит время поездок на 20-25%.

Назад
Северо-Западная хорда (СЗХ) уже построена. Скоростная магистраль проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее – до Мичуринского проспекта. Общая длина дорог СЗХ, включая съезды и транспортные сооружения, составляет 83 км.
Трасса соединяет крупные городские магистрали: Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублёвское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.
В районе Дмитровки организован съезд с Северо-Западной на Северо-Восточную хорду (МСД) с движением в сторону аэропорта Шереметьево либо в сторону Ярославского шоссе.
Строительство хорды снизило транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, ТТК, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей.
Возведение тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в Западном, Северо-Западном, Северном и Северо-Восточном административных локругах благодаря бессветофорному движению автотранспорта.
Уникальными дорожными объектами стали два тоннеля – Алабяно-Балтийский и винчестерный на ул. Народного Ополчения.
Длина Алабяно-Балтийского тоннеля – 1935 м, максимальная глубина – 29 м. Он проходит под Ленинградским проспектом, двумя транспортными тоннелями – Волоколамским и Ленинградским – и Замоскворецкой линией метро, соединяя ул. Алабяна и Большая Академическая.

Уникальность винчестерного тоннеля состоит в том, что встречные потоки машин движутся на протяжении почти 100 м друг над другом. Эта особенность связана с плотной застройкой на ул. Народного Ополчения. Аналогов этому тоннелю нет не только в Москве, но и в России.

Назад
Южная рокада активно строится. Она соединит крупные автомобильные магистрали города – МКАД, Кутузовский, Мичуринский проспекты, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную ул., Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую ул.
Новая трасса станет дублером МКАД и ТТК, уменьшит перепробег транспорта и обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».

Назад
Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды объединили. Таким образом в столице появилась первая сквозная магистраль – Московский скоростной диаметр (МСД).
Строительство МСД разделили на два участка:
- первый – от Бусиновской развязки до трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань (Северное направление – он уже построен);
- второй – от шоссе Энтузиастов до автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (Южное направление – строится).
Назад
Напомним, МУФ проводится в Москве ежегодно с 2011 года. В этом году он проходит с 1-го по 4 июля в парке «Зарядье».
Что такое Московский урбанистический форум?
Московский урбанистический форум (МУФ) – ежегодный крупнейший международный форум. Он посвящен проблемам развития больших городов.
Форум объединяет специалистов разных профессий из России и других стран – архитекторов, градостроителей, застройщиков, инвесторов, финансистов, журналистов, глав городов. На этой площадке они сообща ищут решение проблем мегаполисов: борьба с пробками, сохранение экологии, строительство жилья, дорог, метро и др.
Назад
Первый форум прошел 4-5 декабря 2011 года в гостинице Swissotel. Его организовала компания IRP Group. В 2012 году Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы создал некоммерческую организацию «Московский урбанистический форум». С тех пор она ежегодно отвечает за подготовку этого масштабного мероприятия.
В 2012-2016 годах форум проходил в московском Манеже, а в 2017-м его площадкой стал 75-й павильон на ВДНХ.
В 2018, 2019 и 2021 годах МУФ проходил в концертном зале «Зарядье», в 2023-м впервые мероприятия форума были организованы сразу на четырех городских площадках.

Назад
С 2013 года в программу форума входит Московский урбанистический фестиваль (Moscow Urban Fest), где жители и гости столицы могут посетить лекции, экспертные дискуссии и кинопоказы.

Назад
В 2019 году в программу форума был включен Конгресс Urban Health. Это конференция, посвященная здоровью городов и горожан. Основными темами стали улучшение экологии, увеличение количества парков и скверов, использование эко-материалов в строительстве, переработка мусора и др.

Назад
В 2023 году впервые мероприятия МУФа были организованы сразу на четырех городских площадках: в Зарядье, Гостином Дворе, выставочном зале «Манеж» и Лужниках. За время работы МУФ-2023 посетили свыше 7,5 млн человек.
В «Лужниках» проходило порядка 350 культурных, спортивных и развлекательных мероприятий ежедневно. Среди ключевых событий – концерты, приуроченные ко Дню Государственного флага и Дню города. Визитной карточкой площадки были ночные дискотеки по выходным.
Гостиный Двор на шесть недель превратился в интерактивное мультимедийное пространство с уникальной экспозицией, посвященной развитию здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы.
Более 800 мероприятий было организовано в парке и концертном зале «Зарядье». Ключевым событием стала деловая программа форума, включавшая пленарные заседания, круглые столы и выступления экспертов. Всего в ее рамках состоялось 42 сессии, которые посетили более 27 тыс. человек.
Выставка «Станция Манеж», прошедшая в рамках МУФ в ЦВЗ «Манеж», побила рекорды и стала самой популярной за всю историю площадки. За 23 дня ее посетили 226 тыс. человек. Она продемонстрировала, как открытие новых транспортных магистралей улучшило движение в московской агломерации.
Назад
В мероприятии примут участие более 450 спикеров, из них более половины встретятся на площадке МУФ в очном формате в специально оборудованных залах деловой программы, еще 191 иностранного спикера подключат к дискуссиям в режиме телемоста.
Собянин открыл Московский урбанистический форум
Собянин: МЦД – новая жизнь железных дорог
Московский урбанистический форум: трансляция
Строительство новых станций метро в Москве
Все о дорожном строительстве в столице