20 спикеров и более 500 слушателей приняло участие в конференции «Развитие строительной отрасли в условиях турбулентности: кейс Москвы», сообщили в пресс-службе Комплекса градостроительной политики и строительства столицы.
Основной ее темой стали меры поддержки строительной отрасли в текущих экономических условиях. В конференции приняли участие представители отраслевого, экспертного и бизнес-сообщества, сотрудники научно-образовательных и общественных организаций, органы исполнительной власти.
Спикеры поднимали актуальные вопросы, связанные с реальным сектором отечественной экономики. Участники конференции обсудили меры по сохранению и наращиванию темпов и объемов строительства в России, а также дальнейшее развитие отрасли.
«В непростых условиях, которые сложились сегодня, важно поддержать строительную отрасль, так как это драйвер развития всей экономики, который дает мощный комплексный эффект для всего хозяйства страны. И правительство России уже приняло ряд беспрецедентных мер поддержки. Так, интенсификация строительной отрасли позволит снизить уровень безработицы. Комплексный подход к развитию стройотрасли в Москве позволил достичь допандемийного уровня безработицы», – сказал заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы РФ Артём Кирьянов.
На конференции прошла дискуссия, посвященная цифровизации в строительной отрасли. Работа в этом направлении ведется столичными властями на протяжении десяти лет.
«В строительном комплексе Москвы реализуется более 50 проектов с применением технологий информационного моделирования. Это результат масштабной работы по цифровизации строительной отрасли», – подчеркнул начальник управления научно-технического обеспечения строительной отрасли Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Золотарёв.
ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад
Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Назад
Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
Назад
По словам директора ГБУ «ГлавАПУ» Дмитрия Чумачкова, благодаря цифровизации оборот бумажных документов у московских проектировщиков сократился почти на две трети.
«Продолжается процесс цифровизации работы проектировщиков и архитекторов. Только с начала этого года бумажный документооборот у московских проектировщиков сократился на 60% – с 20 тыс. до 9 тыс. листов ежемесячно», – сказал Дмитрий Чумачков.
Участники конференции отметили, что строительная отрасль как один из основных драйверов роста национальной экономики особенно чувствительна к глобальным вызовам современности. В этих условиях ключевым игрокам рынка необходимо делиться накопленным опытом и выдвигать конкретные предложения, которые будут использоваться государственными и регулирующими структурами при выработке эффективных механизмов для развития инфраструктуры российских регионов.
«За последнее десятилетие в столице были успешно внедрены передовые технологии метростроения, в частности – механизированная проходка двухпутных тоннелей, строительство методом top-down в условиях плотной городской застройки, система подземного мониторинга для безопасности работ, повышенная виброзащита путей. Нашими партнерами выступают несколько десятков отечественных компаний, поэтому мы можем оценить уровень российских разработок и используемых материалов для проведения политики импортозамещения. Например, при архитектурной отделке новых станций мы ориентируемся на материалы отечественного производства», – рассказал руководитель дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Конференция организована АНО «Центринформ» при поддержке Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Официальный партнер – Группа компаний «Мосинжпроект». Стратегический партнер конференции – ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры».
Партнеры мероприятия: ГБУ «Мосстройинформ», Ассоциация инвесторов Москвы, Клуб инвесторов Москвы.
Развитие строительной отрасли – важнейшая задача