70 проверок на строящихся объектах метрополитена прошло в первом квартале 2023 года, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
«Столичный метрополитен продолжает активно расширяться. Одним из главных итогов первых месяцев этого года стал успешный запуск движения по всей Большой кольцевой линии метро. Самый масштабный проект метростроения в мире на всех этапах его реализации находился на особом контроле наших инспекторов. В январе – марте на БКЛ состоялось 37 инспекций, в итоге проверенные объекты были успешно сданы в эксплуатацию», – пояснил Игорь Войстратенко.
В первом квартале 2023 года сотрудники Мосгосстройнадзора также провели проверки станций:
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Контроль на объектах осуществляли специалисты подведомственного Центра экспертиз. Они провели серию испытаний и исследований, на основе которых составили 269 экспертных заключений. На некоторых объектах были выявлены нарушения строительно-монтажных работ, правил охраны труда, а также требований в области промышленной безопасности.
«Стоит отметить, что большая часть выявленных нарушений на сегодня устранена, остальные находятся под постоянным контролем наших инспекторов. Мы в первую очередь стремимся не оштрафовать участников строительства, а предотвратить нарушение. Именно поэтому инициируем все больше профилактических мероприятий с застройщиками. По итогам трех месяцев этого года их число выросло в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2022 года», – подчеркнул Войстратенко.
По его словам, в первом квартале состоялась 101 консультация застройщиков, было организовано семь профилактических визитов на строящиеся объекты, а также объявлено 56 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
На контроле Мосгосстройнадзора находится 96 строящихся объектов метро. Согласно сформированному плану контрольно-надзорных мероприятий, в апреле состоится 14 проверок. Инспекционные выезды пройдут на участках Троицкой и Сокольнической линий, Люблинско-Дмитровской линии, в электродепо «Саларьево», «Руднёво» и на других объектах подземки.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Мосгосстройнадзор проверил строительство ФОКа в Раменках
Информационная служба портала