timelapse
Планета БКЛ
Все темы

На станции метро «Выставочная» открылась экспозиция к 90-летию Мосметростроя

Темы в материале

Выставка «Метро – диалектика бесконечного», посвященная 90-летию со дня основания Мосметростроя, открылась на станции «Выставочная» Филёвской линии 30 ноября, сообщили в пресс-службе организации.

Экспозиция организована в галерее «Метро» и Центре профориентации Московского метрополитена при поддержке ГУП «Московский метрополитен». Она продлится до 14 декабря 2021 года. Вход свободный по QR-коду.

«Это третья выставка, которую мы открываем совместно с Московским метрополитеном в этой галерее. Для нас, метростроевцев, это возможность увидеть проделанную работу со стороны, удивиться и восхититься тому, что сделано, вспомнить какой ценой и усилиями пройден тоннель, установлен эскалатор и открыта станция. Для пассажиров – это некое визуальное путешествие в другой, закадровый мир столичной подземки. Однако чувства восхищения и интереса у нас одно», – сказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.

Выставка разделена на две части: первая посредством фотоматериалов, в том числе и архивных карточек, рассказывает историю строительства столичного метро с 30-х годов по настоящее время. На изображениях представлен героический труд метростроевцев, мощь тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), уникальные и впервые примененные технологии строительства подземки.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Вторая часть экспозиции не менее интересная. Дети дошкольного и школьного возраста архитектурной студии «ФА-САД» представят посетителям Центра профориентации метрополитена футуристические проекты станций в виде макетов, чертежей и нового прочтения схемы подземки.

Станции «Абстракционизм» и «Чайковская» покажут, насколько дети продумали не только концепцию их архитектурного оформления, но и функциональные и технические особенности.

«Московский метрополитен в сознании людей уже давно не просто транспорт, это целая культура, предмет восхищения и изучения. Существуют десятки форумов любителей подземки. Среди них встречаются и дети. Ознакомившись впервые с работами учеников студии, я удивился тому, насколько масштабно они могут видеть станции. Так и зародилась идея создания этой выставки. То, что выдает сознание и творческие способности юных горожан, удивляет не только нас, строителей, но и проектировщиков и архитекторов. Поэтому для нас было важно транслировать детские работы более широкой аудитории», – пояснил Жуков.

 

Все о строительстве метро

Информационная служба портала Стройкомплекса