Более 140 выездных проверок состоялось на строящихся объектах столичного метро за восемь месяцев года, сообщил и.о. председателя Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
«Темпы строительства столичного метро растут с каждым годом, поэтому со стороны надзорных органов требуется повышенное внимание, ведь сооружение подземных объектов относится к категории особо опасных и технически сложных. С начала года инспекторы Мосгосстройнадзора провели 142 контрольно-надзорных мероприятия по индивидуальной программе проверок для каждого объекта», – сказал Игорь Войстратенко.
По его словам, сейчас на особом контроле профильного управления Мосгосстройнадзора находится строительство Сокольнической линии от станции «Коммунарка» до «Потапово», Кольцевой линии – станция «Суворовская», а также Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Коммунарки».
Также контрольно-надзорные мероприятия проводятся на территориях электродепо: «Выхино», «Руднёво», «Южное», «Аминьевское», «Владыкино», «Нижегородское», «Саларьево», «Сокол».
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
«Зафиксировать нарушения помогает инструментальный контроль, который осуществляет Центр экспертиз. За восемь месяцев 2023 года его специалисты приняли участие в 42 проверочных мероприятиях и составили 776 экспертных заключений на основании проведенных испытаний и исследований. В результате контрольно-надзорной деятельности было оформлено 309 протоколов об административных правонарушениях. За их устранением установлен строгий контроль», – подчеркнул Войстратенко.
Для предотвращения возможных нарушений инспекторы Мосгосстройнадзора совершают профилактические визиты, консультируют участников строительства объектов метро и выдают им предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. В период с января по август специалисты провели 537 профилактических мероприятий.
В первую неделю сентября завершилось строительство на двух линиях московской подземки – Солнцевской и Люблинско-Дмитровской. Их сооружение также находилось под постоянным контролем инспекторов Мосгосстройнадзора.
Протяженность первой ветки – порядка 30 км. Она насчитывает 14 станций, в зоне притяжения которых проживает более 1,5 млн москвичей. Одна из них – «Аэропорт Внуково» – первый в России транспортный узел, соединивший классическое метро с воздушной гаванью.
На Люблинско-Дмитровской линии заработали три долгожданные станции северного участка – «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Благодаря им город стал ближе для 500 тыс. жителей Москвы и Подмосковья.
Строительство метро в Москве