Проект Троицкой линии метро представлен профессиональному сообществу на ежегодной международной конференции BIM World Munich, посвященной применению цифровых технологий в строительной индустрии.
Участок новой линии метро с пятью станциями от «Новаторской» до «Мамырей», запроектированный инженерами городской группы компаний «Моспроект-3», стал первым в России объектом метростроения, который полностью создается в BIM-среде.
ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад
Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Назад
Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
Назад
Длина Троицкой линии составит около 40 км. Она свяжет Новую Москву с юго-западными и центральными районами столицы. На 13-километровом участке, который соединит Коммунарку с Большой кольцевой линией (БКЛ) метро, уже завершена проходка всех тоннелей, утвержден архитектурный облик станций.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Как отметила генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова, технологии информационного моделирования позволили оптимизировать процесс и сроки проектирования объекта.
«Впервые в российской практике целый сегмент линии метро полностью запроектирован в BIM-среде. Цифровые технологии позволили оптимально вписать объект в плотную городскую застройку, еще на стадии проектирования взаимоувязав все разделы проекта и отследив возникающие коллизии – пересечения разрозненных инженерных систем. Таким образом, подрядчик, осуществляющий строительные работы, получает качественную проектную документацию, в которой отсутствует проблема классических 2D-чертежей, и за счет этого рационально организует свой рабочий процесс», – пояснила Анна Меркулова.
Руководитель городского инженерного холдинга уточнила, что функционал информационной модели Троицкой линии метро расширен за счет погружения в единую цифровую среду аналитических и расчетных комплексов. В частности, для нее разработаны специальные компоненты – прототипы будущих мест прохождения инженерных коммуникаций через конструктивные элементы.
BIM-проект также получил возможность формирования спецификаций и выдачи комплектов документации для основных дисциплин напрямую из информационной модели. Кроме того, проведено моделирование развития пожара и эвакуации, геотехническое моделирование.
«Мы активно участвуем в развитии и популяризации BIM-технологий: работаем над совершенствованием отечественной нормативной базы, постоянно ищем и тестируем новые программные решения, чтобы расширить возможности в области информационного моделирования. В связи с этим обмен опытом с иностранными коллегами – важная часть нашего рабочего процесса», – подчеркнула Меркулова.
Как ранее заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, для повышения эффективности городского заказа в ближайшие годы необходимо дополнительно подготовить около 5 тыс. специалистов в сфере BIM-технологий. Сейчас в городских структурах работают около 1,5 тыс. сотрудников с квалификацией в области информационного моделирования.
Все о развитии метро