Строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) метро позволит построить дополнительные радиусы в районы, лишенные подземки, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Московский метрополитен – один из самых динамично развивающихся в мире, однако в городе еще есть районы без скоростного транспортного обслуживания. Продление действующих радиальных линий нецелесообразно, и именно появление БКЛ позволило запустить проекты новых веток», – сказал Андрей Бочкарёв.
Он пояснил, что продление действующих радиальных линий привело бы к перегрузке системы метрополитена, которая не рассчитана на такой большой пассажиропоток.
«Поэтому, чтобы расширить сеть метро, необходимо строить новые радиальные линии от Большого кольца. Они создадут новые связи между городскими районами, при этом не перегружая существующие направления. Польза от таких проектов очевидна. Они увеличат пропускную способность всей транспортной системы за счет дополнительных станций, новых пересадочных узлов и возможности построения новых маршрутов», – добавил Бочкарёв.
В качестве примера он привел уже запущенную Некрасовскую линию, а также проектирующиеся и строящиеся Троицкую, Рублёво-Архангельскую и Бирюлёвскую ветки.
По словам главы Стройкомплекса, в Институте Генплана также изучается возможность строительства и других радиусов от БКЛ в отдаленной перспективе.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций столичного метро) Юрий Кравцов подчеркнул, что проект Большой кольцевой линии позволил метростроителям наработать бесценный опыт, который активно используется при создании новых объектов метро.
«БКЛ – это новый уровень организации производственных процессов: на пике в сутки число работающих на стройплощадках доходило до 11,5 тысячи человек, и с помощью инструментов проектного управления и календарно-сетевого планирования эти трудовые ресурсы эффективно распределялись. Это широкое применение современной техники и технологий для решения сложных масштабных задач. Так, на строительстве Большого кольца метро было задействовано 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса, с помощью которых проложили порядка 95 км тоннелей», – уточнил Юрий Кравцов.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Он напомнил, что тоннели БКЛ прошли под жилой и административной застройкой, а также под крупными транспортными и водными объектами. Важную роль в строительстве сыграло применение технологий информационного моделирования (ТИМ), в частности, «цифра» помогла при увязке инженерных систем на станциях Большого кольца.
ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад
Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Назад
Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
Назад
Мэр Москвы Сергей Собянин в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным подчеркнул значение БКЛ для города.
«Сейчас на БКЛ перевозят в сутки 1,3 млн человек. Кроме того, если даже посмотреть экономическую отдачу, то, например, федеральный бюджет за счет БКЛ получил уже больше 1 трлн рублей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды экономического, бюджетного эффекта», – сказал Сергей Собянин.
БКЛ – год с запуска