1 марта 2023 года в Москве была полностью запущена Большая кольцевая линия метро. Это крупнейший проект метростроения России и мира. Рассмотрим главные факты о БКЛ, вспомним историю открытия участков самого длинного в мире метрокольца и поделимся мнениями экспертов о новых станциях.

Первый весенний день прошлого года стал особенным для москвичей: 1 марта президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли полноценное движение поездов по всей Большой кольцевой линии.
Первый год БКЛ
«Год назад мы вместе с президентом Владимиром Путиным открыли сквозное движение по Большой кольцевой линии метро. Мегапроект реализован за рекордные 10 лет: только в первый год москвичи совершили по БКЛ более 340 млн поездок. А сейчас по будням линией пользуются более 1,3 млн человек», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
По словам мэра, более 10% поездок на БКЛ – новые пассажиры, которые раньше не пользовались городским транспортом. Ехать на метро для них стало удобнее, чем садиться за руль или вызывать такси.
Самыми популярными станциями Большого кольца стали «Каховская», «Савёловская» и «Нижегородская».
Благодаря БКЛ Кольцевая линия разгрузилась до 23%, радиальные ветки – до 12%. Всего на Большом кольце курсируют около 100 поездов, поездные составы выходят на линию в зависимости от часа пик.
На БКЛ метро трудятся более 500 машинистов. В целом Большая кольцевая линия метро принесла городу свыше 6 тыс. рабочих мест.

История Большой кольцевой линии
Впервые план создания второго кольца московского метро возник в 1947 году, когда строилась первая Кольцевая. Разные варианты предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но по тем или иным причинам проект не был реализован.
Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин. Линия была построена в максимально короткий срок – за 10 лет, а со дня открытия первой станции Большого кольца в 2018 году и до завершения работ прошло всего пять лет.

70-километровая БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «рекордсмена» среди колец – вторую кольцевую линию Пекинского метро длиной 57 км.
Особенности строительства БКЛ
33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) и 20 тыс. человек участвовали в строительстве БКЛ. В марте 2020 года в Москве был установлен рекорд Гиннесса – в одно время на одном проекте в рамках Программы развития московского метро работало 23 ТПМК, и большая часть из них – на строительстве Большого кольца.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
На Большой кольцевой линии метро есть три станции глубокого заложения – «Савёловская», «Рижская» и «Марьина Роща». Последняя расположена на глубине более 70 м под землей и входит в топ-3 самых глубоких станций столичной подземки с самым длинным эскалатором – 130 метров. «Марьина Роща», кстати, строилась одним из наиболее сложных методов – закрытым.

Архитектурные «фишки» станций
Как отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, за реализацией проекта Большого кольца метро стоит гигантский объем работы.
«При сооружении БКЛ было использовано более 1 млн кубометров бетона, на каждой станции проложено примерно 800 км кабелей, так что общая длина кабелей на БКЛ составляет почти 25 тыс. км – это больше половины длины экватора. При создании Большой кольцевой линии метро было отделано порядка 2,4 млн кв. м внутренних помещений, при этом в пассажирских зонах архитектурно-отделочные работы затронули почти 600 тыс. «квадратов»», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»
По его словам, при облицовке применялся как натуральный камень, в частности мрамор и гранит, так и искусственные материалы, в том числе впервые в столичном метро были использован инновационный композитный материал – стеклофибробетон.
«Труд проектировщиков и строителей позволил сделать облик каждой станции уникальным и запоминающимся», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»
Так, на «Аминьевской» можно полюбоваться потолком из «волн-барханов», на «Мичуринском проспекте» – китайскими мотивами, а на «Савёловской» – увидеть чугунные тюбинги тоннелей, которые стали частью архитектурного оформления станции.
«ЦСКА» запомнится бронзовыми скульптурами спортсменов, «Марьина Роща» – металлическими шарами диаметром 2,5 метра, на которых «стоит» вестибюль, а «Сокольники» – художественными композициями, посвященными строительству первых станций подземки, с надписью «Спасибо за метро» на одной из них.

Архитектурный образ шести станций БКЛ – «Мнёвники», «Терехово», «Марьина Роща», «Рижская», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» – выбрали по итогам международных конкурсов.
«В ходе первого конкурса определили облик станций западного участка – «Мнёвники» и «Терехово», была подана 121 заявка от претендентов из 16 стран. Обе станции с 2021 года принимают пассажиров, которые могут оценить оригинальные художественные решения победителей состязания», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
«Мнёвники» украшает футуристическая красная арка, а «Терехово» – силуэты людей, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону.


«Марьина Роща» отличается не только гигантскими металлическими шарами, но и эстетикой фарфора: в платформенном зале размещены выпуклые колонны, напоминающие пузатые чайники, выполненные с помощью мраморных плит с эффектом старины.


«Мы поняли, что нам важно найти точку между современной архитектурой и наследием. Зафиксировать наше время и показать, что мы пребываем в диалоге с наследием. «Марьина Роща» получилась чистой станцией, мы старались лишить ее деталей, поэтому нам были важны крупные «мазки». Также понимали, что станция выходит на Шереметьевскую улицу, и решили углубиться в историю. Попытались нащупать фарфоровый блик, ведь фарфор – атрибутика богатых домов. Это та самая отсылка к истории. А инновация, требуемая для конкурса, – выпуклые колонны, которые до нас никто не делал», – рассказал соучредитель архитектурного бюро AI Architects Иван Колманок.

«Рижскую» украсили 16 арочных порталов из нержавеющей стали высотой до четырех метров со встроенной подсветкой, общую композицию завершают свод над путями и путевая стена без облицовки.

Водную стихию символизирует станция «Нагатинский Затон», которая стала своеобразным музеем, посвященным обитателям рек столичного региона и Нагатинского затона. Ее стены украсила мозаика с изображениями рыб, а потолок входного павильона выполнен в виде гигантской волнистой рыбьей чешуи.


Формы вестибюля станции «Кленовый бульвар» напоминают своды царского дворца в Коломенском.

«Это не просто станция, а целый культурный портал, связывающий прошлое, настоящее и будущее нашего общего национального культурного кода, выраженное посредством архитектуры. Иногда говорящее название может задать тон и некий символизм в работе над проектом. Мы думаем, что каждый, кто впервые слышал название «Кленовый бульвар», в первую очередь представлял станцию, усыпанную желтыми листьями и рядами черных стволов. Может, так и было бы, если бы станция не была расположена среди ценнейшего пласта культурного наследия Москвы – в окрестностях музея-заповедника «Коломенское», – пояснили архитекторы, сооснователи бюро ARCHSLON Татьяна Осецкая и Александр Салов.

Также эту станцию Большого кольца метро отличает потолок, выполненный в виде звездного неба.

Традиция проведения открытых архитектурных конкурсов на дизайн станций метро была возобновлена в 2014 году по инициативе мэра Сергея Собянина. Организует конкурсы ГК «Мосинжпроект» при поддержке правительства Москвы, Москомархитектуры и главного архитектора столицы Сергея Кузнецова.
Экспертные мнения о дизайне станций БКЛ
«В Москве традиционно уделялось большое внимание визуальному оформлению станций метро, ведь оно изначально создавалось не просто как утилитарный транспортный объект, но и подземная архитектурная достопримечательность. Не всякая столица мира может гордиться таким красивым метро, как у нас. Конечно, новое время диктует новые стили, поэтому на смену «подземным дворцам» 30-50-х годов прошлого века пришли современные, функциональные, яркие станции, каждая со своей «изюминкой», неповторимым стилем», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
По словам заммэра, не исключение и станции БКЛ, часть которых построены по проектам победителей международных архитектурных конкурсов.
«На мой взгляд, одной из самых необычных и ярких получилась станция «Кленовый бульвар»: в ее дизайн включили традиционные орнаменты как отсылку к народным ремеслам, а форма наземных вестибюлей представляет собой авторское прочтение силуэта перекрытий дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Очень красива станция «Нагатинский Затон», оформление которой посвящено обитателям Москвы-реки: крупные мозаичные изображения рыб на стенах формируют запоминающийся образ. Стильная станция – «Марьина Роща», в основу дизайна которой заложена эстетика фарфора – обязательного элемента дворянской усадьбы графа Шереметева, архитектурный ансамбль которой расположен неподалеку. Не могу не отметить и «Сокольники», ставшую памятником пионерам-метростроителям Москвы: основой ее художественного решения послужили плакаты, посвященные грандиозному строительству первой линии метро. По-своему впечатляют и остальные», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Он напомнил, что две станции БКЛ завоевали престижные международные награды. Так, «Савёловская» получила серебряную медаль архитектурного фестиваля «Зодчество-2020». Эта станция – своего рода «музей метро», где на стенах представлены создающие контраст с остальной отделкой чугунные тюбинги тоннеля. «Авиамоторная», оформление которой посвящено авиации, удостоена премии «Золотой Трезини».
«Новые станции – это баланс между интересным, стильным, ярким решением в оформлении и разумными инвестициями. Для своих районов они работают не только как транспортный хаб, но и создают дополнительный интерес к ним как к объектам архитектуры, дизайна и даже искусства. Я считаю, что для отдаленных районов это даже важнее, так как в центре и без подземки много всего классного и интересного с точки зрения архитектуры», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы
По его мнению, одна из самых успешных станций БКЛ с точки зрения дизайна, публичности и фотогеничности – «Нагатинский Затон».
«На мой взгляд, совершенно блестящая работа архитекторов бюро Za bor и мозаичиста Максима Козлова. Они использовали мозаичные панно, как в свое время были оформлены по рисункам Александра Дейнеки «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая». Но изложили это современным языком, использовав целый микс текстур и оттенков. В моем личном рейтинге среди самых удачных и ярких также станции «Терехово» от команды Buromoscow, «Мнёвники» авторства АБТБ. Очень сильная работа – «Марьина Роща», дизайн которой разработало бюро Al architecs. Все эти станции – конкурсные, что очень показательно, ведь именно благодаря конкуренции мы получаем самые интересные решения», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы

Генеральный директор проектного института холдинга «Мосинжпроект» Рустам Черкесов напомнил, что три станции бывшей Каховской линии были реконструированы для интеграции в состав Большого кольца метро. Это «Каховская», «Варшавская» «Каширская».
«Работы по обновлению коснулись как инженерных систем, так и художественного облика станций. Отреставрировано 16 уникальных панно, заменены элементы освещения и отделки, так что перед пассажирами предстали современные станции, сохранившие аутентичный вид. На «Варшавской» обновлено архитектурное освещение платформы и двух вестибюлей – смонтировано 1224 светильника. Панно на путевых стенах с архитектурными видами столицы Польши прошли реставрацию, а копии рисунков с них выполнили на перфорированных металлических панелях, украсивших колонны в вестибюлях «Варшавской», –
Рустам Черкесов
Директор проекта, Генеральный директор ООО «Институт «Мосинжпроект»

«БКЛ – современная и масштабная линия метро. Каждая станция имеет уникальный дизайн, что делает поездки интереснее. Впечатляет контрастный черно-белый вестибюль «Савёловской». «Воронцовская» примечательна космической тематикой и волнообразным узором потолка. «Нагатинский Затон» отличают мозаики на речную тематику, она отражает специфику района. Необычна для столицы станция «Мичуринский проспект» в азиатском стиле», –
Евгений Михайленко
Декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
Несмотря на то, что проект завершен, БКЛ продолжает развиваться: ведется строительство дополнительных вестибюлей и переходов для связки станций Большой кольцевой линии метро с радиальными ветками. Это поможет сделать БКЛ удобнее и еще лучше вписать ее в действующую систему городского транспорта.
Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, новая линия дала мощнейший импульс развитию прилегающих территорий. С 2013 по 2030 год объем частных инвестиций в строительство технопарков, офисных и торговых центров, кварталов современного жилья составит около 5,2 трлн рублей.
«Сегодня, в первую годовщину БКЛ, я хочу сказать огромное спасибо всем, кто вложил свои силы, знания и частичку души в строительство нового сердца Московского метрополитена», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Все о строительстве метро в Москве