Закончены работы по монтажу металлоконструкций отстойно-ремонтного корпуса электродепо «Южное», сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Это один из главных этапов при возведении несущего каркаса здания. Площадь работ составила порядка 37 тыс. кв. метров, смонтировано почти 3 тыс. тонн конструкций», – сказал Андрей Бочкарёв.
По его словам, отстойно-ремонтный корпус – часть основного пускового комплекса электродепо.
«Здесь поезда проходят плановый осмотр перед выходом на линию и получают техническое обслуживание. На территории депо также разместятся ремонтные мастерские, здание мотодепо для технического осмотра и ремонта мотовозов, камера мойки подвижного состава и другие здания и сооружения разного производственного назначения. По сути, современное депо – это многофункциональный комплекс по техническому обслуживанию электропоездов метро и их безопасной выдачи на линию», – добавил Бочкарёв.
Как отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (ведущее строительное подразделение «Мосинжпроекта» – генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства линий и станций столичного метро) Константин Маслаков, продолжается монтаж металлоконструкций вспомогательных зданий и сооружений в составе будущего мощного комплекса электродепо «Южное».
«В полном объеме завершены металлоконструкции компрессорной и насосной станций, центрального теплового пункта и водомерного узла. Мы приступили к устройству металлокаркаса тягово-понизительной подстанции – главного источника электроэнергии всего комплекса. Она обеспечивает жизнедеятельность всех зданий и сооружений, работу инженерных систем и оборудования», – пояснил Константин Маслаков.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Руководитель «МИПСТРОЙ 1» уточнил, что выделенная мощность тягово-понизительной подстанции для обеспечения функционирования депо в среднем составляет 9 тыс. кВт.
В 2023 году АО «Мосинжпроект» отмечает 65-летие. С 2011 года с участием компании в Москве введено свыше 150 км линий и 70 станций метро, построено и реконструировано 11 электродепо. Сейчас продолжается строительство новых и реконструкция существующих электродепо для обслуживания подвижного состава стремительно развивающегося столичного метрополитена.
Какие электродепо строят для БКЛ и радиальных линий
Информационная служба портала