Новый «дом» для поездов Замоскворецкой линии метро: фотоэкскурсия в электродепо «Южное»
Темы в материале:
В системе московского метро еще одно важное событие – открылось электродепо «Южное», предназначенное для отстоя, обслуживания, ремонта и мойки поездов Замоскворецкой линии. В его составе возвели 46 зданий и сооружений разного назначения. Подробнее об объекте – в фотоленте.
Без строительства электродепо развитие метро невозможно, ведь они являются такой же важной частью инфраструктуры, как станции и тоннели.
С вводом депо «Южное» в столице завершилось формирование крупнейшего в России и одного из самых больших в Европе комплексов по ремонту, обслуживанию и эксплуатации вагонов метрополитена. 21 мая новый объект осмотрел мэр Москвы Сергей Собянин.
Ранее поезда Замоскворецкой линии, одной из самых протяженных и популярных в метро столицы, обслуживались в электродепо «Сокол» (с 1938 года), «Замоскворецкое» (с 1969 года) и «Братеево» (с 2014 года).
В 2021-м «Замоскворецкое» перевели на обслуживание подвижного состава Большой кольцевой линии метро. Сейчас оно обеспечивает потребности БКЛ и временно принимает составы Троицкой ветки.
Для замещения его мощностей на юге столицы рядом с действующим депо «Братеево» возвели «Южное» («Братеево-2»).
В электродепо «Южное» на 13,6 га земли возвели здания и сооружения общей площадью 77,3 тыс. кв. м, в том числе:
- отстойно-ремонтный корпус;
- мотодепо;
- пост электрической централизации;
- компрессорную станцию;
- административно-бытовой корпус;
- склад.
Развернутая длина путей депо – порядка 6,2 км, что сопоставимо с самым протяженным в столичной подземке перегоном – между станциями «Крылатское» и «Строгино».
Вместе с современными вагонами в депо «Южное» пришла сервисная компания завода-производителя для обслуживания нового подвижного состава (поезда «Москва-2024» и «Москва-2026») по контракту жизненного цикла – в течение 30 лет эксплуатации.
Для работы и отдыха персонала созданы комфортные условия. В административном здании расположена столовая на 160 мест. Обустроены комнаты отдыха локомотивных бригад по типу гостиничных номеров, блоки оснащены санузлами.
Кроме того, предусмотрены отдельные удобные комнаты для женщин-машинистов.
В состав медицинской службы включены кабинеты предрейсовых осмотров, врача, медицинского психолога, процедурная, прививочная и комната восстановительных мероприятий.
Оборудованы спортивный и тренажерный залы с кабинетом инструктора по физической культуре, актовый зал и хозяйственные помещения: прачечная, гладильная, помещения для хранения спецодежды.
С выходом на проектную мощность на предприятии будет сформировано около 1,3 тыс. рабочих мест.
С вводом в эксплуатацию депо «Южное» взяло на себя функции по обслуживанию Замоскворецкой линии, в том числе поездов новой серии «Москва-2024», запущенных в марте прошлого года.
Соседнее депо «Братеево» станет основным вагоноремонтным комплексом столичного метрополитена.
Его мощности позволяют ремонтировать подвижной состав зеленой ветки, а также выполнять технически сложный ремонт вагонов типа «Номерной» и «Русич» с других линий метро.
В общей сложности до 850 вагонов, 8,5 тыс. колес и более 6,4 тыс. двигателей в год – рекорд для аналогичных объектов в стране.
Комплекс имеет высокий уровень автоматизации: он оснащен конвейером для перемещения колесных пар, электрическими тележками, станками с числовым программным управлением.
Общая площадь нового комплекса, состоящего из электродепо «Южное» и вагоноремонтного завода, составила 32,2 га. Оно может обслуживать до 2,4 тыс. вагонов в год.
Замоскворецкая ветка – одна из самых протяженных и популярных в столичной подземке. С 24 станций доступны 19 пересадок на другие линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД).
В последние 10 лет линия динамично развивалась. С 2015 по 2018 год открылись станции «Технопарк», «Ховрино» и «Беломорская». Это улучшило транспортную доступность районов Ховрино, Левобережный, Западное Дегунино, Нагатинский Затон и Даниловский.
В 2023 году в рекордные сроки были проложены новые тоннели на участке «Кантемировская» – «Царицыно». В прошлом году на Замоскворецкую линию вышел первый поезд «Москва-2024», что стало началом обновления подвижного состава ветки.
Пассажиров Замоскворецкой линии перевозят 78 поездов – 624 вагона, в том числе 30 составов – 240 вагонов «Москва-2024». 21 мая на ветку вышло еще 10 этих современных поездов.
На зеленой линии обновлено более 50% подвижного состава. Завершить этот процесс намечено в 2025-2026 годах. По Замоскворецкой ветке будут курсировать как современные российские составы «Москва-2024», так и новейшие «Москва-2026».
Таким образом, поездки станут комфортнее для более чем 1,8 млн жителей 21 района столицы.
Электродепо Москвы
Напомним, электродепо не только выполняют функции отстоя, планового обслуживания и мойки подвижного состава. Это базовые предприятия столичного метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству.
Также они служат для размещения персонала и оборудования разных служб.
С 2011 года по программе развития Московского метрополитена построено и реконструировано 13 электродепо. В том числе появилось восемь новых объектов:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»).
Они оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию и ремонту вагонов на шести линиях.
Пять электродепо в столице были реконструированы:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
В 2025 году намечено завершить строительство депо «Столбово» («Саларьево») Сокольнической линии. Три объекта должны появиться к 2030 году:
- «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
В фотоленте использованы данные материала на портале mos.ru.








