Продолжается строительство центрального участка Троицкой линии метро. Активные работы ведутся на пяти станциях: «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Мамыри». Кроме того, завершилась проходка тоннелей между станциями «Вавиловская» – «Новаторская».
Как встречали тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Людмила» на «Новаторской» и какие работы там сейчас ведутся – в фоторепортаже.

Станция «Новаторская» строится вдоль Ленинского проспекта между улицами Новаторов и Академика Пилюгина, она станет пересадочной на одноименную платформу Большой кольцевой линии метро.

У станции будет два вестибюля с выходами на обе стороны Ленинского проспекта, к улицам Удальцова и Новаторов, существующей и проектируемой жилой и общественной застройке и остановкам наземного городского пассажирского транспорта.
«Месяц назад закончили здесь проходку правого тоннеля, а теперь финишировали на левом. Новый тоннель протяженностью 1407 метров расположен под проезжей частью Ленинского проспекта», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Проходку второго тоннеля вел щит «Людмила» диаметром шесть метров. Его путь пролегал в грунтах из мелких и пылеватых песков, сменяющихся почвами из полутвердых суглинков с примесью щебней. Работы велись на глубине от 10 до 20 метров.

С учетом последнего тоннеля ТПМК «Людмила» в Москве прошел 10633 метра. Ранее он уже проложил тоннели от «Новогиреево» до «Новокосино» на Калининской линии, а также от «Ломоносовского проспекта» до «Парка Победы» и от «Говорово» до «Солнцево» на Солнцевской линии.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
«Общестроительная готовность станции «Новаторская» Троицкой линии метро оценивается в 65%. Монолитные работы на ней практически завершены. Также ведется внутренняя архитектурная отделка станционного комплекса, которая уже выполнена на треть», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Станция будет отделана алюминиевыми сотовыми панелями разного формата, анодированными под нержавеющую сталь и выкрашенными в оранжевый цвет. Два ряда колонн и пол облицуют светло-серым гранитом, цоколь выполнят из черного габбро-диабаза.

Изображения для сравнения
Потолок станции «Новаторская» будет выполнен из алюминиевых панелей разного формата со шлифованной поверхностью. Кессоны создадут более камерную и уютную атмосферу на станции, кроме того, в углублениях спрячут светильники.

Путевые стены в верхней части будут поддерживать рисунок потолка, некоторые элементы расположатся в глубине, их выкрасят в оранжевый цвет. А нижнюю часть облицуют перфорированными элементами высотой 1,2 метра того же оттенка.

Отделка кассового вестибюля подчинена основной архитектурной идее станции. В вестибюле на потолке разместят треугольные сотовые алюминиевые панели, кассовый блок облицуют оранжевым искусственным камнем.
Все пути движения пассажиров выполнят с учетом потребностей маломобильных граждан. Входные павильоны – легкие конструкции из стекла и металла – будут отапливаться. Их эстетика выражена прямыми линиями и чистыми геометрическими формами.
«Одновременно продолжается проходка горным способом оборотных тупиков за станцией. Завершена разработка грунта очередной секции, выполняется ее бетонирование. Готовность проходческих работ составляет почти две трети от всего объема», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»
Троицкая линия метро длиной порядка 40 км соединит платформы Московского центрального кольца с городским округом Троицком, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. Около новых станций проживает порядка 1 млн человек, еще несколько сотен тысяч здесь работают или учатся.
Троицкая линия метро