timelapse

Доклад главы Минстроя России Михаила Меня на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации»

Темы в материале

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Государственного совета!

В 2014 – 2015 годах зафиксированы рекордные объемы ввода жилья, при этом надо отметить что более 80 % из общего объема занимает строительство с привлечением средств граждан по договорам долевого участия.

Правительством проводится системная работа по совершенствованию законодательства о долевом строительстве, направленная на повышение защищенности граждан, которые вкладывают свои денежные средства в строительство жилья.

Появление «обманутых дольщиков» во многом было спровоцировано использованием недобросовестными компаниями «серых» схем привлечения средств дольщиков в обход 214-го Федерального закона через квази-жилищно-строительные кооперативы.

На сегодняшний день законодательство уже скорректировано, и теперь ЖСК имеют право строить только один многоквартирный дом. Это мера сегодня позволила исключить возможность обхода требований закона о долевом строительстве. Деятельность кооперативов поставлена под контроль государства.

Также, в декабре 2015 года, вступили в силу нормы закона о банкротстве, которыми установлен приоритет требований граждан - участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов.

Ужесточены требования к наличию собственных средств и размеру уставного капитала страховых организаций, заключающих договоры страхования гражданской ответственности застройщика, но это не дало в полном объеме желаемого эффекта.

Озвученный Вами во вступительном слове механизм обеспечения прав граждан в жилищном строительстве в формате создания государственного компенсационного фонда долевого строительства, безусловно, позволит эффективно решать проблему обманутых дольщиков, а также, на следующем этапе, может стать финансовым инструментом проектного финансирования в жилищном строительстве через уполномоченный банк.

В работе нового механизма планируется использовать опыт государственного банка «Российский Капитал», который в соответствии с решениями Правительства занимается санацией и достройкой жилищных объектов группы компаний СУ-155, находящейся в процедуре банкротства.

В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении Правительственный законопроект, ключевыми аспектами которого являются установление требований к финансовой устойчивости застройщиков, а также механизмов контроля использования средств дольщиков. Идет работа по подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении.

Мы готовы оперативно подготовить законодательные предложения для внедрения нового механизма и дополнить ими предлагаемые поправки уже в весеннюю сессию работы парламента.

Основным рыночным инструментом решения жилищного вопроса является ипотека. Благодаря ей порядка 5 млн семей за последние 12 лет улучшили жилищные условия и приобрели более 300 млн кв. метров жилья.

В настоящее время реальную поддержку ипотечного рынка оказывает, разработанная Правительством по Вашему поручению, госпрограмма субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам на приобретение жилья на первичном рынке. В прошедшем году каждый третий ипотечный кредит взят именно в рамках этой программы.

В настоящее время Единый институт развития в жилищной сфере, созданный на базе АИЖК и Фонда РЖС, работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. Данный формат соответствует лучшим международным практикам и позволит банкам, кредитующим население, максимально быстро рефинансировать вложения в ипотечные кредиты.

По оценкам экспертов АИЖК реализация данной инициативы повлияет на снижение ставок по ипотеке.

Важным направлением развития жилищного рынка также является арендное жилье. Аренда – это один из факторов повышения мобильности трудовых ресурсов в экономике.

Стоимость банковских финансовых ресурсов, сегодня, не позволяет развернуть в полном объеме эту программу, хотя законодательная база для развития института арендного жилья сформирована полностью. Но уже рядом субъектов реализуются региональные программы, в рамках которых построено более одного миллиона кв. метров арендного жилья, а Единый институт развития в жилищной сфере приступил к реализации соответствующих пилотных проектов, основанных на привлечении средств широкого круга инвесторов.                                

Ещё одним актуальным вопросом является строительство зданий смешанного использования и апартаментов. Данный сегмент недвижимости ориентирован на граждан, которым необходимо проживать вблизи от мест своей работы или учёбы.

Совместно с Правительством Москвы готовится проект закона, определяющий статус апартаментов. Эту работу планируем завершить в текущем году.

Стратегически важной задачей является не только повышение доступности жилья, но и создание комфортной среды проживания. Для решения данной задачи необходимо законодательно урегулировать вопросы, связанные с разработкой документации по планировки территорий и редевелопментом неэффективно используемых территорий промышленных зон.

Соответствующий Правительственный законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо усиление роли архитекторов в принятии градостроительных решений, формирующих облик города, что может быть достигнуто путем подчинения главных архитекторов непосредственно руководителям регионов, обеспечив принятие сбалансированных градостроительных решений.

В свою очередь, Правительство окажет поддержку регионам по разработке пилотных проектов благоустройства в целях создания комфортной среды проживания за счет ресурсов Единого института развития в жилищной сфере.

Снижение административных барьеров в отрасли остается приоритетной государственной задачей.

Утверждение Правительством исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве дало бесспорный положительный эффект.

Контроль исполнения принятых в данном направлении решений обеспечивается Штабом с участием представителей Генеральной прокуратуры и аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Правительством продолжается работа по оптимизации перечня в жилищном строительстве и разработка аналогичных перечней в других подотраслях строительства, включая технологическое подключение к инженерным сетям. Также Правительство работает над совершенствованием законодательства в части саморегулирования. Более подробно об этом в своем докладе расскажет президент нацобъединения СРО Андрей Юрьевич Молчанов.

Актуальнейшей и острой остается задача по совершенствованию технического регулирования в строительстве.

В рамках этой работы, за прошедший год разработаны и актуализированы 124 свода правил, остро востребованных строительной отраслью. В общей сложности в соответствии с утвержденным государственным заданием к концу 2017 года будет разработано 300 нормативных технических документов, обеспечивающих соответствие нормативно-технической базы требованиям времени.

Кроме того, в целях гармонизации отраслевой нормативно-технической базы в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий введение принципов «одного окна» в техническом регулировании.

Впервые в истории современной России, в рамках реформирования системы ценообразования Правительством принято решение о реализации государственного задания по разработке и актуализации сметных нормативов, отвечающих современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям и обеспечивающих определение достоверной стоимости строительной продукции.

Законодательной основой этого станет внесенный в Государственную думу Правительственный законопроект, предусматривающий создание системы государственного мониторинга стоимости строительных ресурсов и общедоступной и прозрачной государственной информационной системы «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», обеспечивающей соблюдение прав коммерческих организаций, добросовестно предоставляющих конфиденциальную информацию.

В результате, с 2018 года планирование бюджетных капитальных вложений будет осуществляться на основе новой системы ценообразования, которая станет комплексным, современным эффективным инструментом, обеспечивающим максимально достоверную начальную цену контракта для последующего проведения конкурсных процедур.

На реализацию данной задачи направлена также работа по формированию Реестра типовой проектной документации.

В настоящее время в реестр включены сведения о проектной документации в отношении 337 объектов капитального строительства.

В целях совершенствования института типового проектирования подготовлен законопроект, предусматривающий установление обязательности применения типовых проектов органами государственной власти и местного самоуправления.

С целью повышения эффективности капитальных вложений и учета при планировании бюджетных инвестиций не только стоимости строительства, но и затрат на дальнейшее содержание объекта на протяжении всего жизненного цикла, ведется работа по внедрению технологий информационного моделирования в строительстве, позволяющих управлять реализацией проекта от стадии инвестиционного замысла до стадии эксплуатации.

Представленный пакет реформ позволит удержать набранный темп развития отрасли и повысить ее вклад в экономику и социальное развитие страны. 

Доклад закончен!

Другие материалы по теме

О предоставлении полномочий на ведение переговоров и подписание от имени Правительства Москвы соглашения о предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Москвы на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и дополнительных соглашений к нему
Законы, указы, постановления, распоряжения
О предоставлении полномочий на ведение переговоров и подписание   от  имени  Правительства Москвы соглашения о предоставлении в 2016 году иных межбюджетных  трансфертов  из  федерального бюджета бюджету города Москвы на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного  хозяйства  по решениям   Правительства  Российской  Федерации  в   рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и дополнительных соглашений к нему
Об утверждении Административного регламента исполнения Департаментом культурного наследия города Москвы государственной функции по подготовке и утверждению охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Законы, указы, постановления, распоряжения
Об утверждении  Административного регламента исполнения Департаментом культурного наследия  города  Москвы  государственной  функции по подготовке и утверждению охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый  государственный реестр   объектов  культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов  Российской Федерации