«Воробьёвы горы» – уникальный спортивный комплекс столицы для занятий зимними видами спорта. Тренироваться и соревноваться здесь могут спортсмены-горнолыжники, сноубордисты, прыгуны с трамплина, двоеборцы, а также любители экстремальных и пляжных видов спорта.
Первые трассы для катания на лыжах и санках здесь появились ещё в 1900 году. В 1926 году недалеко от Воробьёвых гор в деревне Гладышево состоялись первые в стране официальные соревнования по прыжкам на лыжах. В 1935 году на Воробьёвых горах прошел первый чемпионат СССР по прыжкам на лыжах с трамплина и второй чемпионат СССР по горнолыжному спорту. Горнолыжный кластер Воробьёвых гор продолжал активно развиваться вплоть до середины 80-х годов прошлого века.
Однако в дальнейшем уникальная спортивная инфраструктура Воробьёвых гор, включая исторические трамплины, начала приходить в упадок. Правительство Москвы ведёт работу по комплексному благоустройству Воробьёвых гор и возрождению кластера зимних видов спорта.
В 2017-2018 годах была благоустроена Андреевская набережная. Отремонтировано асфальтобетонное покрытие, тротуар выложен плиткой, устроены газоны, беговая дорожка и торшерное освещение, установлены малые архитектурные формы.
Для подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года было проведено благоустройство улицы Косыгина на участке от Мосфильмовской улицы до проспекта Вернадского и Мичуринского проспекта от улицы Косыгина до Ломоносовского проспекта.
На склонах Воробьёвых гор выполнены противооползневые мероприятия. «Изюминкой» нового облика Воробьёвых гор стало ландшафтное освещение. Вдоль Воробьёвской набережной установлено более 9 тыс. светодиодных светильников, светящихся разными цветами и в различных режимах.
В 2018 году открыли канатную дорогу через Москву-реку. Она связала Олимпийский комплекс «Лужники» с Воробьевыми горами и улицей Косыгина.
Зимой уникальная система первой канатной дороги Москвы позволяет одновременно совершать как туристические прогулки в комфортных кабинах, так и пользоваться спортсменам традиционными горнолыжными кресельными подъемниками.
Продолжается восстановление исторических и создание новых спортивных сооружений. Уже завершено устройство:
В результате реконструкции пропускная способность горнолыжных трасс СК «Воробьёвы горы» увеличена до 500 человек при единовременном катании и порядка 6 тыс. человек в день. Минимальная ширина трасс составляет 30 метров.
Благодаря современной системе искусственного снегообразования, произведённой компанией TechnoAlpin, горнолыжные трассы могут быть оснежены и подготовлены для катания в максимально короткий срок. В ее состав входит пункт управления, насосная станция, система градирования (охлаждение воды), восемь стационарных и два мобильных снегогенератора.
Кроме того, трассы оборудованы современной системой освещения. При этом трасса № 1 соответствует стандартам Международной федерации лыжного спорта (FIS – International Ski and Snowboard Federation) – режим освещения 1 200 люмен позволяет проводить соревнования мирового уровня с трансляцией на телевизионные каналы и интернет-площадки.
Формирование горнолыжных склонов обеспечивают два ратрака.
Подняться на склон горнолыжники могут с помощью новой кресельной канатной дороги (290 метров) на 14 кресел по шесть посадочных мест каждое, оборудованных системой подгрева. Вдоль дороги – специальный экран, защищающий пассажиров от ветра и снега. Пропускная способность – до 1 тыс. человек в час.
Лыжный трамплин К-40 (К-20) оснащен керамической всесезонной лыжней с системой орошения для спуска летом. Пропускная способность составляет до 180 прыжков в сутки.
Для проведения занятий и соревнований по сноубордингу и ньюскул (новый стиль катания на горных лыжах) между трассами № 2 (200 м) и № 3 (333 м) открыт сноуборд-парк, в котором установлено два трамплина и восемь джибовых фигур для скольжения, оформленные специальной подсветкой для проведения тренировок в вечернее время.
В распоряжении спортсменов имеются комфортные раздевалки, оборудованные современными системами сушки и хранения инвентаря, а также тренерские помещения.
На выкате склонов организована зона отдыха для горнолыжников «альпийская деревня».
Начинающие спортсмены могут воспользоваться горнолыжным тренажером SkyTechSport с уникальной технологией точного воспроизведения физики и биомеханики горных лыж и сноуборда.
Работает пункт проката и хранения горнолыжного инвентаря.
В планах – завершить восстановление главной достопримечательности Воробьёвых гор – большого лыжного трамплина К-75. Также будут введены в эксплуатацию:
В мае 2024 Трамплин К-75 был передан АНО «РСИО» для завершения реконструкции за средства городского бюджета.
Помимо тренировок и соревнований с участием профессиональных спортсменов на базе СК «Воробьёвы горы» будут проводиться занятия Московской горнолыжной академии и других городских спортивных школ, а также детской горнолыжной школы «Новая лига». Для юных спортсменов оборудован специальный детский склон с бугельным подъемником.
В свободное от тренировок время спуски доступны всем желающим. Исключение составляют прыжковые трамплины – они предназначены только для профессиональных спортсменов.
Таким образом, Воробьёвы горы вновь станут Меккой для москвичей – любителей зимних видов спорта.
Эскалаторная галерея на Воробьевых горах, возведенная по проекту архитекторов Нины Алёшиной и Александра Стрелкова, была открыта 23 июля 1959 года – через полгода после начала работы одноименной станции Кировско-Фрунзенской (ныне – Сокольнической) линии метро. С помощью эскалаторов можно было за несколько минут добраться от метро до улицы Косыгина.
В 60-80-е годы галерея на Воробьёвых горах пользовалась популярностью у студентов МГУ им. Ломоносова, учащихся Дворца пионеров, посетителей Смотровой площадки, любителей зимних видов спорта и многочисленных туристов.
Здесь даже были сняты эпизоды нескольких фильмов – «Дорога к морю», «Подсолнухи», «Ох уж эта Настя!».
Однако с течением времени ошибки, допущенные при проектировании станции метро «Ленинские горы», привели к нарушению гидроизоляции, разрушению конструкций и снижению несущей способности Лужнецкого метромоста. Под эскалаторной галереей произошло смещение грунтов, из-за чего в конструкциях появились трещины. Поэтому в 1983 году было принято решение о закрытии эскалаторов для пассажиров.
Решение о восстановлении эскалаторной галереи было принято мэром Москвы Сергеем Собяниным в 2020 году после масштабных проектно-изыскательских работ.
За почти 40 лет простоя конструкции эскалаторной галереи пришли в аварийное состояние и были практически полностью разрушены. Поэтому первым этапом восстановительных работ стал демонтаж ветхих элементов постройки 1959 года и укрепление склона, которое осложнялось наличием насыщенных водой грунтов.
Для урепления склона была использована нагельная система: нагели соединяют конструкции галереи с породой и препятствуют смещению грунта. Всего был установлен 671 грунтовой нагель. Постоянный мониторинг состояния грунта теперь осуществляется в режиме онлайн с помощью встроенных датчиков, фиксирующих отклонения породы.
Как и прежде, нижний вестибюль эскалаторной галереи расположен примерно в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьёвы горы», верхний вестибюль выходит к улице Косыгина.
Внутри двухэтажные здания вестибюлей облицованы мрамором и гранитом.
На крыше верхнего вестибюля появилась смотровая площадка с отличным видом на Москву-реку, стадион «Лужники» и даже центр столицы. Также здесь работают сувенирный магазин, вендинговые аппараты, стойка «Живого общения» и ресторан с панорамным видом.
В галерее установили три эскалатора российского производства длиной 68 метров. Высота подъема составляет 34 метра, что сопоставимо с десятиэтажным домом.
Общая площадь остекления галереи превысила 1 тыс. кв. метров. Через прочные светопрозрачные конструкции пассажирам открывается живописный вид на лесопарковую зону Воробьёвых гор.
По сути, галерея стала ещё одним вестибюлем станции метро «Воробьёвы горы», открытие которой существенно сократило время в пути от метро до таких известных городских объектов как МГУ им. Ломоносова, Дворец пионеров на Воробьёвых горах, Смотровая площадка, природный заказник «Воробьёвы горы», храм св. Троицы, комплекс зимних видов спорта, Канатная дорога, научные институты РАН.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве