Барьеров нет: развитие инклюзивной среды в Москве
Темы в материале:
Созданию безбарьерной городской среды уделяется огромное внимание в мире. О том, что такое инклюзия, почему важно развивать городские пространства в соответствии с принципами доступности, а также об уже проделанных шагах в этом направлении на примере Москвы – в нашем материале.
Что такое инклюзия и есть ли она в Москве?
Инклюзия – это процесс вовлечения в активную жизнь людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями, а также разработка и принятие конкретных решений для этого.
«Понятие инклюзивности мы воспринимаем не только как способность оснастить специализированными средствами какую-то территорию, а как способность адаптировать ее для максимального количества людей. Цель, которую мы преследуем – это, в том числе, привлечь в те или иные городские пространства людей не на несколько часов, а на целый день», – заявил начальник управления комплексного проектирования объектов городской и транспортной инфраструктуры МОСЖИЛНИИПРОЕКТ Евгений Лукин на конференции «Комфортный город» (официальный партнер мероприятия – АО «Мосинжпроект»).
В Москве принципам доступной городской среды для всех категорий граждан уделяется особое внимание. Например, при строительстве домов по реновации еще на этапе проектирования закладываются решения для комфорта маломобильных жильцов. В том числе – входы на уровне земли, пандусы, плитка у входной группы с шероховатой поверхностью во избежание скольжения и специально оборудованные квартиры.
Также можно отметить развитие различных объектов городской инфраструктуры в сторону инклюзивности. В частности, проекты строящихся станций метро в столице получают согласование с точки зрения адаптации для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет повысить доступность транспортной инфраструктуры.
В частности, прорабатываются технические и планировочные решения, позволяющие повысить доступность сооружений, применяются современные технологии и технические средства, которые помогают адаптировать инфраструктуру транспортных объектов для всех групп населения, включая инвалидов.
Новые и строящиеся станции метро оборудуют лифтами для маломобильных граждан и пандусами. В столичной подземке работает Центр обеспечения мобильности пассажиров, сотрудники которого оказывают помощь в сопровождении слабовидящих, пожилых людей, инвалидов-колясочников, членов многодетных семей и других категорий граждан.
Инспекторы Центра помогают не только в метро: они могут проводить до поезда, автовокзала, остановки общественного транспорта, музея, культурного центра, социального учреждения и т.д.
«Что касается метро, то проекты предусматривают не только доступность самих станционных комплексов, но и зоны вокруг них. Таким образом, подземка становится ближе к каждому горожанину», – подчеркнула главный специалист архитектурного отдела управления экспертизы технических решений АО «Мосинжпроект» Кристина Тороман.
В работе по организации доступной среды специалисты холдинга изучают лучшие практики и опыт других проектировщиков, которые используют в своей деятельности.
Принципы доступности закладываются и при создании объектов образования: год назад в столице был разработан стандарт «Московская школа», который охватывает как новое строительство, так и капитальный ремонт.
«Помимо маломобильных граждан, у нас есть большое количество людей, у которых есть физические или психологические особенности. Тут речь идет не только о создании пандусов и подъемных механизмов, а про учет этих особенностей в интерьерах», – заявила начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования и науки Москвы Александра Корнеева.
По ее словам, школы, которые проектируются, строятся и ремонтируются, учитывают создание крупных планировочных зон – атриумов. Также важно формирование свободного вестибюля, выполняющего в том числе функцию комфортной зоны ожидания для родителей. Предметные кабинеты могут заменяться универсальными при правильном оснащении.
Кроме того, при повышении доступности выделяются такие показатели, как улучшение освещения, использование трансформируемых перегородок и многофункциональных подиумных конструкций, акцентирование различных пространств цветом, понятная навигация, зонирование больших площадей мебелью и др.
Что делать с памятниками архитектуры и историческими зданиями?
Понятно, что при строительстве и проектировании новых объектов закладываются все необходимые требования и решения для достижения максимального комфорта будущих пользователей, но при работе с историческими зданиями или памятниками архитектуры задача усложняется.
«Один из ярких примеров приспособления последних лет – Дом культуры «ГЭС-2», где в приоритете была доступность для разных категорий граждан пространств исторического объекта. Это и устройство всевозможных платформ, лифтов, пандусов для прохождения на любую часть экспозиции», – пояснила заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы Юлия Логинова.
Что касается таких объектов культурного наследия, как жилые дома, то тут есть строгие правила и требования, которые нельзя нарушать: не могут видоизменяться исторические перила, лестницы, другие атрибуты, которые являются предметом охраны, и др.
«Здесь встает вопрос аналогового доступа в мемориальные квартиры, которые, например, располагаются в жилых домах. Если устройство расширенных лифтовых кабин невозможно, то необходимо размещать дополнительные кнопки и, конечно, с помощью жильцов или специализированных организаций помогать людям с ограниченными возможностями получать доступ в эти объекты», – отметила Логинова.
По ее словам, при работе с объектами культурного наследия в проекте необходимо предусмотреть не только доступ человека с ограниченными возможностями здоровья, но и его безопасность. Для этого, например, в павильоне «Космос» на ВДНХ построены противопожарные коробки – специальные отсеки, где определенное количество инвалидов-колясочников могут временно находиться до оказания помощи.
Комфортный город: планы
Несмотря на то что инфраструктура, как и город, постоянно развивается, а теме инклюзивности уделяется все больше внимания со стороны градостроителей, по мнению экспертов, это направление многогранно и требует новых решений.
Так, в Москве планируется разработать рекомендации по решениям доступной городской среды, которые будут направлены на дополнение и систематизацию стандартов и нормативов проектирования.
По мнению основателя компании Citymakers Петра Кудрявцева, создание комфортной и доступной среды – сложный и поступательный процесс, в котором не все получается сразу.
И хотя достижения в этом направлении уже есть, девелоперам и градостроителям предстоит пройти большой путь, чтобы сделать город максимально доступным и удобным для всех категорий жителей.


