Гранит науки: какие школы строят в Москве
Темы в материале:
Строительство современного ЖК в Москве невозможно представить без новых объектов образования. Градостроительное развитие предполагает обязательное обеспечение будущих жильцов местами в школах и детских садах. И если еще десять лет назад инвесторы возводили 20% образовательных учреждений, которые передавались городу, то сегодня эта цифра выросла до рекордных 60%.
В День знаний рассказываем о направлениях в проектировании и строительстве детских садиков и школ.
С 2011 года в городе возведено 501 учреждений образования, среди которых 352 детских садов и 149 школы.
288 из общего числа объектов построено за счет бюджета города, 213 – на средства инвесторов. Ещё 125 учреждений образования планируется сдать в эксплуатацию в столице в 2023-2024 годах.
От застройщика – городу
Обеспечение всех строящихся жилых объектов социальной инфраструктурой – задача, которую поставил перед правительством Москвы мэр Сергей Собянин.
Для того чтобы сбалансировать застройку и избежать перекоса в сторону строительства и ввода жилья, а также чтобы покупатели квартир сразу при заселении могли отдать детей в школу или детский сад, появилась необходимость в механизме, регулирующем сроки возведения и сдачи инфраструктурных объектов.
Его создание инициировал Москомстройинвест, на проработку ушло около полутора лет. В феврале 2021 года на уровне правительства был утвержден порядок строительства и передачи городу соцобъектов.
Это договоры участия инвесторов в развитии социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в составе своих жилых проектов. Важно, что документы предусматривают сроки строительства и требования профильных Департаментов.
В договорах отражены обязательства по возведению и передаче Москве учреждений социальной инфраструктуры в той комплектации и согласно техническому заданию, которое требуется городу.
Практику применения таких договоров Москомстройинвест применяет ко всем новым проектам, которые выходят на реализацию и рассматриваются на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии. Сейчас предложения по их заключению инвесторы инициируют добровольно.
Иными словами, для столицы это возможность вовремя получить соцобъекты в соответствии с потребностями района, для застройщиков – финансовая выгода: банки охотнее идут на финансирование проектов, в которых предусмотрена передача учреждений инфраструктуры городу.
По таким договорам уже введено шесть социальных объектов. Из них в прошлом году сданы в эксплуатацию четыре учреждения с опережением сроков. В 2022-м введены три здания, которые перейдут городу:
- детский сад на 200 мест в ЖК «Цветочные поляны»;
- детский сад 200 мест в ЖК «Южное Бунино»;
- детский сад на 160 мест в ЖК «LIFE-Варшавская».
Поскольку большинство учебных учреждений, строящихся инвесторами, возводятся в составе ЖК, именно девелоперы создают образовательную среду в жилой застройке.
По мнению экспертов, образование как продуктовый тренд усилится в ближайшие годы, поскольку уже сейчас на рынке есть много хороших операторов и решений.
«Ни магазины, ни рестораны уже не являются дефицитом. Зато ощущается нехватка хороших школ и детских садов», – отметила эксперт от ГК ФСК Наталия Чистякова в ходе первого Всероссийского форума «Образовательные проекты в объектах жилого девелопмента» из серии FORCITIES.
Проектирование образовательных пространств
По словам исполнительного директора компании MARTELA Елены Араловой, матрица формулирования технического задания на проектирование школы существенно изменилась.
«Наше школьное здание должно давать детям эмоции, впечатления, социальность. Мы проектируем место, где случаются социальные связи. Мы хотим пространство, где время течет быстро», – отметила Елена Аралова.
По ее словам, современным школьным зданиям нужно быть более гибкими, чтобы ребенок имел возможность подстроить под себя учреждение, где он обучается.
«Все, что есть в школе, должно иметь отношение к ученику. Мы, архитекторы, должны дать инструментарий, чтобы учреждение преобразовывалось под каждое новое поколение детей», – пояснила Аралова.
Школьное здание необходимо «взращивать» исходя из месторасположения, культурного, социального контекста территории. Чем больше в учреждении пространств с незакрепленным функционалом, тем лучше.
Учреждения должны быть экономически эффективными, то есть не возлагающими финансовую нагрузку на девелопера, оператора или государство. Среди архитектурных принципов образовательных пространств от ГК «А101»:
- отсутствие коридоров;
- расположение учебных блоков в кампусах;
- единое пространство в сердце школы;
- минимализм в отделке;
- классы-трансформеры с акустическими стенами и потолками, мобильной мебелью и оптимальным уровнем проникновения света.
На их основе для ГК «А101» спроектирован образовательный комплекс из школы на 800 учеников и детского сада на 150 малышей.
«Мы решили, что здесь на первом этаже не будет ничего, кроме большого холла, перетекающего в амфитеатр, который превращается в театр, обеденный зал, учительскую и так далее. Также здесь нет коридоров, есть площади, вокруг которых выстраиваются различные функциональные ячейки», – заявила Аралова.
Учительская выполнена как зона психологической регенерации: здесь создана комфортная атмосфера, размещены переговорные, подходящие для индивидуальных занятий, коворкинг, места, где можно попить кофе, ресурсное пространство.
Также в образовательном комплексе есть зоны, куда разрешен вход детям, но запрещен взрослым. Помимо прочего, в учреждении оборудованы спортивный и кулинарный блоки, фаблабы (цифровые лаборатории 3D-моделирования и прототипирования) и другие помещения.
При проектирование детского сада «Умка» на 150 воспитанников специалисты придерживались похожих принципов: отсутствие коридоров, прозрачные стены, минимализм в отделке, расположение раздевалок в общих зонах, а не в группах.
По мнению арт-директора и младшего партнера компании ATRIUM Россия Сергея Надточего, решения, которые предлагает в своих проектах «А101» – это современный и даже радикальный подход, который довольно мощно двигает рынок вперед.
Он пояснил, что всем, кто связан с девелопментом, нужно думать не на пять, а на 10-15 лет вперед, чтобы создавать успешные и устойчивые образовательные проекты.
«Есть теория множественных интеллектов Говарда Гарднера, которая говорит о многостороннем развитии личности. Мы взяли ее и попытались подумать, как каждое школьное пространство может хоть немного, но развивать личность ребенка по одному из этих параметров. И выверили несколько ключевых качеств, которые, в принципе, позитивно работают», – подчеркнул Надточий.
Среди этих качеств: многообразие сценариев совместного и индивидуального использования пространства, зоны рекреации, гибкие многофункциональные помещения, доступность и разные сценарии движения.
По словам эксперта, в образовательных учреждениях есть понятные зоны, от которых никуда не деться – такие, как спортзал, места для отдыха, классы, пищеблок и др. Однако для каждой из них можно сделать дополнительное качество, которое сможет осовременить проект. Например, место встречи в контрольно-пропускном пункте школы, афмитеатр как городская площадь или пространство для отдыха.
Школы нового поколения
В городе реализуется масштабная и успешная программа повышения качества образования, и немалую роль в этом играют современные строящиеся объекты.
О некоторых из них расскажем подробнее.
Школа «Энергия»
Образовательное учреждение на 1325 учеников площадью 17,9 тыс. кв. метров построили в ЖК «Скандинавия» на ул. Эдварда Грига в Коммунарке. В здании, помимо учебных классов, оборудованы «шумные зоны» для общения и мероприятий: многофункциональный амфитеатр, кафе, вертикальное пространство у главного входа.
Чтобы создать у воспитанников чувство причастности к происходящему, стены классов выполнены из прозрачных материалов. В здании разместились лаборатории, центр прототипирования, блок мастерских и ремесленных классов. В образовательном процессе учреждения упор будет сделан на изучение естественных наук и всесторонний практикум.
В спортзале площадью 1,4 тыс. кв. метров созданы возможности для занятия более чем 30 видами спорта. Он оборудован трансформируемыми трибунами, что делает его оптимальной площадкой для проведения соревнований.
Ключевая особенность «Энергии» – бережная интеграция учреждения в ландшафт и экосистему территории. Школа построена вокруг многолетних дубов, одна из фронтальных стен буквально огибает дерево по радиусу.
Школа в районе Левобережный
Новое здание школы № 158 площадью порядка 10 тыс. кв. метров с дошкольным отделением разместилось на ул. Смольная, д. 61А на севере столицы. Потоки воспитанников здесь разделены: предусмотрены отдельные входы, установлено ограждение с воротами и калиткой.
Группы дошкольных отделений включают игровые, спальни, буфеты и раздевалки. Стенки-трансформеры позволяют увеличивать пространство для игр в течение дня.
Кабинеты школы оснастили интерактивным оборудованием и мобильными раздвижными перегородками. Игровые при необходимости могут использоваться как спальни.
Также в здании разместился спортзал с душевыми и раздевалками, актовый и музыкальный залы, библиотека и другие помещения.
Школа в Новых Ватутинках
Еще одну крупную школу – на 1375 учеников – возвели в поселении Десёновское Новой Москвы. Сейчас учреждение в микрорайоне Центральный жилого района Новые Ватутинки передают Департаменту образования и науки столицы. Первых учеников школа примет 1 сентября.
В здании оборудован IT-полигон, где ученики получат азы в области веб-разработки, телекоммуникации, аналитики данных, прототипирования и инжиниринга. Кроме того, обустроен кабинет моделирования, робототехники и программирования.
Школьные помещения включают музыкальный амфитеатр со стеклянным потолком и витражами, актовый зал с парящей стеклянной диджейской рубкой (технический центр), спортивное ядро с разными залами и пространством под открытым небом, фудкорт.
Для каждого учащегося предусмотрен отдельный шкафчик для хранения личных вещей с кодовым доступом, есть зона для зарядки телефонов с закрывающимися ячейками сейфового типа. Все классы и помещения школы оборудованы для маломобильных учеников.