timelapse
Все темы

Бизнес на воде. Благоустройство набережных оценят инвесторы

Темы в материале

Столица проводит грандиозное благоустройство Москвы-реки, включающее строительство мостов, реконструкцию набережных, речного вокзала и возведение канатных дорог.

Европейский опыт

Согласно исследованиям урбанистов, даже незначительные позитивные изменения территорий около воды сказываются на восприятии качества городской среды в целом. При этом два основных критерия успешности проведенных преобразований — популярность новых общественных прибрежных зон среди горожан и коммерческая эффективность инфраструктуры.

Многие европейские города десятилетиями шли к тому, чтобы сложился современный формат набережных: визуально привлекательных и функционально насыщенных — с уличными кафе, торговыми пространствами, спортплощадками и прокатными службами. Примеры таких проектов есть в Мадриде, Вене, Париже, Копенгагене...

Столичная стратегия

Из чего складывается стратегия развития Москвы-реки и чем может быть интересна модернизация бизнесу? В пpeдeлaх гopoдa (от МКАД до МКАД) длинa реки cocтaвляeт 80 км. Caмaя yзкaя чacть нaхoдитcя вoзлe Kpeмля, a caмaя шиpoкaя — в Лyжникaх. Решение о благоустройстве речных территорий было принято еще в 2014 году, тогда состоялся международный конкурс на концепцию развития главной водной артерии мегаполиса.

В начале это года в «Доме на Брестской» (центр конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна) прошла крупная выставка, где уже во всех деталях рассказали о преображении Москвы-реки. При этом почти две тысячи человек приняли участие в голосовании на сайте «Активный гражданин», назвав реорганизацию прибрежных промзон одним из главных вопросов благоустройства города.

— Еще совсем недавно большая часть береговой линии была недоступна или некомфортна для горожан. Это были либо оживленные автотрассы, либо заросшие берега, либо и вовсе закрытые промышленные зоны. Новые набережные проектируются по новым правилам — дорога отступает от воды, уступая место пространству для людей, — отметил мэр Сергей Собянин.

В марте на Международной выставке MIPIM (МИПИМ) в Каннах заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что обновление прибрежных территорий города является драйвером развития Москвы, наравне с бурным транспортным строительством. Итогом преобразований должно стать «создание целостной системы взаимоувязанных прибрежных территорий и повышение эффективности их использования». Около 80% территорий вдоль Москвы-реки планируется благоустроить к 2023 году. Также предполагается строительство более 20 мостов. В настоящее время проектными институтами ведутся доработки благоустройства набережных.

Проекты благоустройства набережной Москвы-реки в районеКапотня, который ждут комплексные преобразования Фото: https://stroi.mos.ru/

Интересы бизнеса

— Предпринимателей, инвесторов сегодня интересует возможность концентрации спроса, — поясняет «ВМ» заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал им. Москвы» Владимир Маркин. — С этой точки зрения, задача проектов по реорганизации и благоустройству набережных — повысить привлекательность реки в целом, вернуть спрос на реку, на воду, и таким образом создать те зоны, где сегодня может быть динамика спроса выше, чем в среднем по рынку. Именно это будет интересно и привлекательно для соинвесторов и для тех, кто собирается развивать набережную систему.

Вместе с тем, отмечает эксперт, нужно понимать, что спрос на реке — это сложный, составной компонент. Сегодня мы видим на набережных прежде всего реализацию рекреационных элементов и отчасти элементов, касающихся туристической инфраструктуры. Но кроме того, существуют, например, транспортные компоненты, которые было бы целесообразно учесть в проектах.

Так, в Санкт-Петербурге сделаны достаточно частые причальные сооружения у набережных, что позволяет останавливаться судам в том месте, где это удобно для посадки и высадки пассажиров.

По сути, о чем бы ни шла речь (благоустройстве московских прибрежных зон, реконструкции речного вокзала, возведении канатных дорог и мостов) — все это потенциально дает шансы вернуть в экономику пространства, которые были не активны в последнее время.

Главное, повторяет Владимир Маркин, — чтобы инвесторы могли видеть гарантированный спрос. А в этом деле важно, насколько удастся получить синергию в разных сегментах спроса и насколько те концепции, которые сегодня прорабатываются, будут согласованы с инвестиционными активностями представителей бизнеса, занимающихся сервисом на воде.

— Вот эту часть, которая касается синергии спроса, ее, конечно, было бы интересно увидеть в концепции и отдельно ее обсудить так, чтобы она была понятна, прозрачна и привлекательна для предпринимательского сообщества, — говорит заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал им. Москвы» Владимир Маркин. — Поэтому, даже если мы воплотили замечательный замысел концепции, то для того чтобы все заработало дальше, необходимо правильно подать проект для целевой аудитории, правильно презентовать, показать ключевые точки спроса и место для каждого участника рынка.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Зоя Зотова, доктор исторических наук, профессор, депутат Московской городской Думы:

— Благоустройство Москвы-реки — наряду с облагораживанием набережных и развитием прилегающих территорий — включает в себя санитарную очистку, озеленение пойменных территорий, обустройство мест для водоплавающих птиц, укрепление берегов. Также в столице будет построен 21 мост. В целом программа по реконструкции и созданию инфраструктуры на Москве-реке рассчитана вплоть до 2050 года.

Анна Воронина