timelapse

Как заработать на культуре и отдыхе

Темы в материале

Участники международного конкурса напишут стратегию развития парка «Сокольники».

Парк культуры и отдыха (ПКиО) «Сокольники» и центр территориальных инициатив «Архполис» при поддержке столичного департамента культуры объявили международный конкурс на разработку концепции усовершенствования парка. Его участники должны будут определить стратегию развития «Сокольников» на ближайшие 15 лет, которая позволит парку стать самоокупаемым, при этом оставаясь бесплатным для посетителей.

«Сокольники» - место во многом уникальное. Это самый большой из столичных парков культуры и отдыха, раскинувшийся на площади более чем 500 га. Почти половина этих зеленых просторов считается особо охраняемой природной территорией. Кроме того, «Сокольники» с его богатым историческим прошлым являются еще и объектом культурного наследия - это произведение ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. «С середины 2011 года парк меняется, но все наши изменения были ориентированы в первую очередь на восстановление той инфраструктуры и того, что было в парке еще 30 - 50 лет назад. К концу этого года парк предстанет во всей своей красе. Мы закончим ремонт входной группы, она будет восстановлена такой, как была в 30-е годы: красивая колоннада из светлого камня. Закончим ремонт симфонической эстрады, центральной эстрады и еще ряда объектов», - рассказал директор ПКиО «Сокольники» Андрей Лапшин.

Теперь настало время еще более радикальных перемен. Городские власти решили сделать парк самоокупаемым. «Бюджет ежегодно урезается - это определенная политика города. Парк должен быть самодостаточным. Он должен генерировать доход, который позволяет ему существовать и оказывать все социальные и иные услуги», - подчеркнул Андрей Лапшин. По его словам, за последние 2,5 года доходы парка выросли в пять раз, на сегодняшний день они составляют более чем 400 млн рублей в год. Однако для содержания «Сокольников» этого недостаточно - ежегодно из бюджета расходуется около 190 млн рублей. Чтобы парк мог «прокормить» себя сам, было принято решение разработать рамочную концепцию, которая определит стратегию его развития на ближайшие 15 лет. Создать такую концепцию предполагается в ходе открытого международного конкурса.

«Речь не идет о реконструкции, речь идет о развитии, поиске вектора, - уточнил директор ПКиО. - Хотим, чтобы итоговая концепция не была оторвана от жизни, чтобы она была привязана к тем экономическим показателям, которые сейчас существуют и прогнозируются на ближайшие десятилетия. Мы сейчас построим «город золотой» за сотни миллиардов» - такого не будет. Это вполне реальные средства, которые парк должен зарабатывать сам». Таким образом, по словам господина Лапшина, концепция, победившая на конкурсе, будет реализовываться за счет «внутренних инвестиций».

При этом директор ПКиО отметил, что зарабатывать на платном входе ни в коем случае не планируется. Деньги должны приносить различного рода услуги - бассейн, прокат велосипедов и роликов, а зимой - лыж и коньков. Определенные средства поступают от рекламы и проведения различных промоакций, а также фестивалей и праздников. При этом для посетителей большинство развлечений остается бесплатным, средства на проведение мероприятий выделяют спонсоры.

Руководитель оргкомитета конкурса, партнер центра территориальных инициатив «Архполис» Сергей Георгиевский рассказал об основных направлениях, которые должны быть отражены в концепции развития ПКиО. «Экономическая модель должна предусмотреть сбалансированную систему платных и бесплатных услуг, чтобы парк оставался доступным местом отдыха для всех категорий посетителей», - говорится в задании для конкурсантов. Другая немаловажная задача - повысить равномерность использования территории парка.

В настоящее время большинство посетителей сосредоточено в центральной части «Сокольников», которая занимает около 200 га. Оставшиеся 300 га фактически пустуют, конкурсантам предстоит раскрыть их рекреационный потенциал. Кроме того, предполагается интегрировать территорию парка с окружающими районами, продумать систему маршрутов и навигации. Также необходимо создать комфортную среду для всех посетителей ПКиО, которые принадлежат к различным возрастным и социальным группам. Семьи с детьми, люди пожилого возраста, молодежь - все должны найти в «Сокольниках» что-то интересное для себя. Разработчикам концепции также предстоит создать универсальную инфраструктуру, которую можно будет использовать вне зависимости от сезона.

Осложняют задачу строгие ограничения, которые обусловлены особым статусом «Сокольников» как объекта культурного наследия и особо охраняемой природной территории. Организаторы конкурса особо отмечают необходимость сохранения идентичности парка, его уникальной планировки.

Конкурс проходит в два этапа - квалификационный отбор и конкурс концепций. На первом этапе участники подают заявки, которые должны включать в себя портфолио и эссе о будущем парка. Всего за две недели было подано более 140 заявок от претендентов из 38 стран. Заявки на участие в конкурсе будут приниматься до 17 июня, затем жюри выберет пять финалистов, с которыми заключат договоры на создание концепций. За эту работу каждая команда получит по 600 тысяч рублей. Победитель конкурса будет объявлен 17 сентября.

По словам Сергея Георгиевского, лучшая концепция будет воплощаться в жизнь поэтапно: «Речь не идет о том, чтобы в первый же год после конкурса реализовать все, что будет задумано. Будет определенный экспериментальный период и дальнейшее внедрение. Оно станет происходить плавно, не препятствуя людям приходить в парк».

Организаторы конкурса затруднились определить даже примерную сумму вложений, которые потребуются для реализации концепции. «Создавая инфраструктуру, необходимо ее в дальнейшем поддерживать. Многие проекты, которые в городе были реализованы, очень успешны и красивы поначалу, но, к сожалению, уже на следующий год представляют собой либо развалины, либо никому не нужные объекты. Одновременно с развитием парка будут увеличиваться расходы на его содержание», - заключил Андрей Лапшин.