timelapse

Метро обошло скоростной трамвай

Темы в материале

Сокольническую ветку продлят от «Саларьево» до Коммунарки

Столичные власти скорректировали планы по развитию транспортного каркаса новой Москвы, отказавшись от скоростного трамвая в пользу наземного метро. Первой в Коммунарку, где по проекту планировки появится административно-деловой центр (АДЦ) общей площадью почти 5 млн кв. метров, придет продолжение Сокольнической ветки от станции «Саларьево», а радиус от «Улицы Новаторов» будет строиться во вторую очередь.

Первоначально планировалось, что каркас внеуличного транспорта присоединенных к Москве территорий будет состоять из трех веток метрополитена и линии скоростного трамвая. Станция «Саларьево» Сокольнической ветки должна была стать конечной. По данным горадминистрации, в перспективе рядом с ней появится около 7 млн кв. метров недвижимости различного назначения. Продолжение Калининско-Солнцевской линии предполагалось довести до Рассказовки, в будущем – до аэропорта «Внуково», а в Коммунарку проложить новый радиус от станции «Улица Новаторов», расположенной на строящемся Третьем пересадочном контуре, и линию скоростного трамвая, запроектированную вдоль магистрали Солнцево – Бутово – Видное.

Однако сейчас эти планы изменились. Как объявил на коллегии стройкомплекса мэр Москвы Сергей Собянин, власти решили продлить Сокольническую ветку от «Саларьево» до Коммунарки, причем это будет сделано в первоочередном порядке. «Если все будет складываться нормально, мы построим это продление в течение 3–4 лет», – сообщил градоначальник. Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин, в свою очередь, уточнил, что длина участка ориентировочно составит 9 км, на нем будут располагаться 5 станций. «У нас на участке строящейся дороги Солнцево – Бутово – Видное был предусмотрен коридор для скоростного трамвая. Поэтому мы приняли решение поднять метро на землю и вместо трамвая провести его до Коммунарки», – сказал господин Хуснуллин и отметил, что сейчас готовится проект планировки. Стоимость строительства пока не известна (для этого проект должен пройти экспертизу), но поскольку участок будет строиться наземным способом, затраты, по словам заммэра, должны быть как минимум вдвое меньше обычных.

Представитель стройкомплекса пояснил «Московской перспективе», что корректировка планов связана с необходимостью обеспечить скоростным транспортном основную точку роста новой Москвы – АДЦ в Коммунарке. «Строительство от станции «Саларьево» при наличии средств можно развернуть хоть в этом году, а для радиуса от «Улицы Новаторов» необходимо сначала построить участки Третьего пересадочного контура. А здесь будет сдвиг по срокам», – сообщил источник.

В конце 2015 года правительство Москвы утвердило новый проект застройки Коммунарки, охватывающий площадь 550 га (из них 307 га городу под строительство правительственного квартала передал Вадим Мошкович, но поскольку Владимир Путин не поддержал эту идею, от нее отказались). Теперь АДЦ состоит из двух кластеров: административно-делового и образовательного. На его территории планируется построить около 4,8 млн кв. метров недвижимости и создать более 76 тыс. рабочих мест. Проект планировки предусматривает размещение префектуры ТиНАО, корпуса Библиотеки им. Ленина, многоконфессионального религиозного центра, кампуса НИТИ МИСиС, общественно-делового корпуса, школы, дошкольных образовательных учреждений и жилой застройки. Участники рынка говорят, органическим путем проект может вырасти до заявленных масштабов очень нескоро. Его успех во многом будет зависеть от транспортной доступности, отмечает Станислав Бибик из Colliers International. «Власти это тоже понимают, именно поэтому появилась идея форсировать строительство метро от «Саларьево», – соглашается представитель горадминистрации.

По словам Марата Хуснуллина, новая станция «Коммунарка» Сокольнической линии будет проектироваться как пересадочная. В перспективе к ней подведут радиус от Третьего пересадочного контура. В прошлом году Градостроительно-земельная комиссия под руководством Сергея Собянина одобрила границы зон размещения некоторых станций, которые должны быть построены на этой ветке до конца 2020 года. Станции «Улица Академика Опарина» и «Улица Генерала Тюленева» будут обслуживать жилые кварталы Юго-Западного административного округа, а также крупные городские объекты, в том числе Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии на ул. Академика Опарина. Зоны размещения станций «Славянский мир» и «Мамыри» учитывают пассажирские потоки, которые будет генерировать многофункциональная застройка, развивающаяся вдоль МКАД и Калужского шоссе. В мэрии уточнили, что рядом со «Славянским миром» и «Мамырями» планируется построить крупные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). «Появление новых ТПУ облегчит дорогу жителям новой Москвы до центра столицы, создаст комфортные условия для ожидающих наземный транспорт и повысит привлекательность общественного транспорта. А организация перехватывающих парковок позволит разгрузить московские дороги», – отмечает Марат Хуснуллин.

Судя по объемам строительства, запланированного в ближнем поясе новой Москвы, метро там действительно необходимо. Например, в рамках проекта «Славянский мир» возводится недвижимость общей площадью 1,38 млн кв. метров, в том числе крупный торгово-ярмарочный комплекс, включающий предприятия торговли, офисы, гостиницы, рестораны и сервисные учреждения. Рядом с деревней Мамыри предусмотрено строительство ТВК «Лотос-Сити» объемом 1,5 млн кв. метров (первая очередь площадью 350 тыс. кв. метров уже готова). А всего, по данным «Московской перспективы», в этой точке роста новой Москвы планируется построить 6,1 млн кв. метров недвижимости, из них 600 тыс. кв. метров жилья и 5,5 млн кв. метров коммерческих объектов.

К строительству нового радиуса метро от ТПК на присоединенные территории городские власти рассчитывали привлечь китайских строителей. В 2014 году китайские компании China International Fund Ltd и China Railway Construction Corporation подписали меморандум о намерениях с генеральным подрядчиком строительства метро в Москве – ОАО «Мосинжпроект». Потенциальные затраты зарубежных инвесторов оценивались в 2 млрд долларов. Взамен им пообещали участки под возведение жилья, офисов и торговых центров. Однако до заключения сделки дело так и не дошло. Марат Хуснуллин говорит, что вопрос участия китайцев в строительстве метро в новой Москве будет обсуждаться на предстоящей встрече с партнерами из Поднебесной.

Екатерина Шмелёва

«Московская перспектива»