Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Обновленные кинотеатры: в чем особенности архитектуры районных центров «Место встречи»

Темы в материале

Развитие больших городов сегодня формирует новые концепции по всему миру: идет активная децентрализация, возрастает роль локальных сообществ, для них создаются общественные пространства в шаговой доступности от густонаселенных районов.

В российской столице общемировые тренды успешно воплощает девелоперская компания ADG group, создающая многофункциональные районные центры на месте устаревших советских кинотеатров. Большинство из них настолько обветшали, что были закрыты. В некоторых шла стихийная торговля. Старые здания перестали соответствовать нормам безопасности, а также запросам современного горожанина. 

 

Цитата
«Для бывших кинотеатров лучше всего подходит формат районного общественного центра, где рядом с домом жители могут сходить в кино, поиграть с детьми, перекусить и сделать ежедневные покупки», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Задача амбициозная – сформировать новый тип общественного пространства и охватить большой городской пояс между ТТК и МКАД. В этом радиусе живет большинство москвичей, но при этом здесь не хватает качественных общественных, развлекательных и торговых объектов.

Так родилась концепция районных центров сети «Место встречи», совмещающих досуговые и торговые функции, в которых жители спальных районов Москвы могут проводить время. 

С расширением функционала появилась необходимость изменить и архитектурный облик.

 

Цитата
«К началу 2021 года инвестор завершил реконструкцию и ввел в эксплуатацию семь районных центров», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Кто и как создавал дизайн-проект

Было важно соблюсти единый дизайн-код и вложить в проект лучшие тренды урбанистики и ритейла, чтобы районные центры действительно стали точками притяжения москвичей в спальных районах. Поэтому к разработке концепции сети «Место встречи» была привлечена команда признанных экспертов: бюро всемирно известного архитектора Аманды Ливит. Именно ее бюро создавало проект реконструкции музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Аманду Ливит называют наследницей легендарной Захи Хадид. Ее архитектурные решения основываются на экологичности, функциональности и доступности городской среды.

В процессе разработки дизайн-проекта районных центров особое внимание уделено новым функциям современного общественного пространства.

 

Цитата
«Районные центры выступают в роли городского оазиса и воплощают концепцию «третьего места» – части городского пространства, не связанной ни с домом, ни с работой и выполняющей рекреационную функцию. Это место, куда людям хочется приходить в свободное время, встречаться с единомышленниками, обмениваться идеями, посещать развивающие и досуговые мероприятия. Именно эти функции легли в основу разработки архитектурной составляющей для каждого районного центра», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы

Больше воздуха, меньше барьеров

Все районные центры сети «Место встречи» имеют прозрачные стеклянные фасады обтекаемой формы. Такие входные группы создают эффект «открытости» городу и стирают границы между улицей и помещением. Пространство внутри районных центров организовано по принципу безбарьерной среды, в основе которой – образ крытой городской площади: минимальное количество перегородок и широкие галереи. С этой же целью покрытие пола и мощение на прилегающей территории подобраны похожими по цвету и фактуре.

Фасады районных центров выполнены из высокотехнологичных, долговечных и экологически чистых материалов: керамических панелей, стекла и металла. После реконструкции площадь остекления зданий увеличивается на 25%, что повышает уровень естественного освещения помещений в соответствии со стандартами «зеленого строительства».

Здания с большой площадью панорамного остекления создают визуальную доминанту на площадях и скверах, в которых они находятся, сочетаясь с панорамой районов с характерной типовой застройкой.

Но при этом формат остекления и в целом решения входной группы и главного фасада разных районных центров отличаются.

 

Изображения для сравнения

 

Например, у первого открытого объекта – «Ангары» в Нагорном районе – главный фасад имеет единую линию остекления высотой в два этажа с устройством фронтальной входной группы, в то время как у «Будапешта» в Бибирево сделан угловой вход с эффектным, плавно уходящим в свою верхнюю точку над входной группой остекленным витражом, высотой почти в три этажа.

За фасадным остеклением каждого центра можно видеть разные варианты решения многосветного пространства на входе – в «Будапеште» атриум идет каскадом, а в «Ангаре» с фронтальным входом оно объединяется широкими галереями.

 

 

Место встречи истории с инновациями

В качестве базовой технологии проектирования архитекторы ADG group используют BIM-технологии. Это позволяет минимизировать количество ошибок и «белых пятен» при проектировании и строительно-монтажных работах, а также получить высокое качество объекта и оптимизировать сроки работ.

Дизайн привычных вывесок с историческими названиями оставляют – оригинальные надписи сканируются в 3D либо восстанавливаются по старым чертежам и фотографиям и воспроизводятся в современных материалах на фасадах новых зданий.

 

 

В процессе планирования реконструкции архитекторы внимательно изучали архивы, чтобы с уважением отнестись к истории, наследию и особенностям каждого советского кинотеатра.

 

 

Цитата
«Мы стараемся сохранять знаковые элементы декора старых кинотеатров: например, знаменитые мозаичные панно работы Чернышева из кинотеатров «Волга» и «Первомайский». Для этого была привлечена специализированная реставрационная организация: панно были бережно демонтированы и направлены на реставрацию и консервацию до их установки в интерьерах районных центров. Некоторые мозаики мы будем экспонировать в специально созданном для этих целей музее на территории районного центра «Первомайский», –
Алексей Беляков
главный архитектор ADG group

Бережная реконструкция и сохранение памяти места

Тип реконструкции кинотеатров был выбран в зависимости от состояния каждого объекта. Большинство зданий подверглись демонтажу, так как на момент приобретения находились в аварийном состоянии. Есть объекты, для которых была возможна адаптация: например, «Звёздный», «Восход», «Варшава» и «Саяны» – их реконструируют частично.

Кинотеатр «Родина» является памятником архитектуры регионального значения. Это здание будет реконструировано практически в том же виде, в котором его построили в прошлом веке.

 

Изображения для сравнения

 

Фасад кинотеатра будет бережно восстановлен, на крыше вновь появится знаменитая веранда. Архитекторы кропотливо изучали архивы 1938 года для того, чтобы не просто отреставрировать то, что осталось, но и восстановить уничтоженные элементы декора – напольные покрытия, колонны, пилястры и внутреннюю отделку.

В кинотеатре «Звёздный» будет сохранена и, где необходимо, восстановлена историческая облицовка панелями из анодированного алюминия и дополнена архитектурной подсветкой, чтобы еще больше подчеркнуть объем и геометрию узнаваемого фасада.

 

 

Сохранены фасадные фрески киргизских женщин и орнамент кинотеатра «Киргизия», которые планируется установить в новом объекте.

 

Индивидуальность в деталях

Одним из примеров уникальных решений и выбора строительных материалов может служить облицовка фасадов из терракотовых плит, дизайн которых был разработан исключительно для применения на объектах реконструкции кинотеатров.

Фасады каждого районного центра производятся по индивидуальным матрицам, под заказ. В программе реконструкции используется несколько вариантов цветовых решений фасадных панелей, которые применяются в зависимости от контекста окружающей кинотеатр застройки. 

Так, по задумке команды архитекторов международного бюро светло-голубой цвет фасадов «Ангары» перекликается с водной поверхностью пруда перед зданием на площади Вишневского, при этом органично выделяясь на фоне кирпичной кладки окружающей застройки. А бледно-розовые фасады «Будапешта» эффектно выделяются на фоне серой окружающей застройки.

Также на объектах меняется позиционирование входной группы с учетом прилегающих улиц и удобства доступа. Новые архитектурные решения находят разный отклик у местных жителей, но время покажет успех концепции.

Напомним, на сегодня свои двери открыли районные центры «Ангара», «Эльбрус», «Будапешт», «Нева», «Рассвет», «Марс» и «Высота».

Рассказываем о «начинке» зданий, архитектуре, применении BIM-технологии, а также о планах по открытию новых точек притяжения в разных районах города.

 

К 2022 году более 30 столичных кинотеатров превратятся в современные мультифункциональные райцентры под общим брендом «Место встречи».

 

Районный центр «Будапешт» в СВАО открыт для посетителей

 

Реконструкция советских кинотеатров

 

Завершена реконструкция кинотеатра «Высота» в Кузьминках

 

Как выглядит районный центр «Эльбрус»

Ольга Зеневич