timelapse
Все темы

Москвичей ждет работа шаговой доступности

Темы в материале

Час на дорогу до работы, еще час на обратный путь, и все это — на метро, на автобусе в самый час пик... Большинство москвичей даже не представляют себе, что может быть иначе, — в таком ритме выросло и живет порядка 3,5 млн человек. Однако московская власть намерена приложить усилия к сокращению маятниковой миграции и обеспечить строительство новых потенциальных рабочих мест не в центре, а за пределами ТТК. Принято решение ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда на окраинах города.

Мэр столицы Сергей Собянин в своем блоге на персональном сайте отметил: проблема так называемой маятниковой миграции — движения людей в центр и обратно — стоит в городе остро, однако за последние 8 лет удалось добиться хороших изменений.

«Маятниковая миграция является проблемой многих мегаполисов мира. Но в Москве она достигла запредельных масштабов. Еще несколько лет назад порядка 3,5 млн человек ежедневно по утрам устремлялись в центр. А вечером этот поток людей и машин шел в обратном направлении. Ситуация начала потихоньку выправляться. Если в 2010 году в центре было сконцентрировано 43% рабочих мест, то сегодня их доля сократилась до 35%. Тем не менее дефицит рабочих мест за пределами ТТК по-прежнему ощущается достаточно сильно. Мы решили сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра», — написал Собянин.

По его словам, уже много лет в Москве действует порядок, что в первый год строительства или реконструкции здания застройщик вносит в бюджет дополнительный повышенный платеж за земельный участок. Размер дополнительного платежа зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости. Принятое в начале июля постановление правительства Москвы отменяет этот дополнительный платеж в случае строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК. Ожидается, что от этой меры выиграют и город, и жители. Плюсов ожидается несколько — во-первых, люди смогут сэкономить время, которое тратят на дорогу, во-вторых, они будут реже использовать личные автомобили и сократят вредные выбросы в атмосферу.

«Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Недополученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счет роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах», — заключил Сергей Собянин.

Главное — тот факт, что для множества москвичей работа в шаговой доступности от дома станет не утопией, не мечтой и не редким везением, а вполне доступным выбором, который каждый сможет сделать для себя. Кроме того, если заменить ежедневные даже 30–40 минут в метро (а то и пару часов!) на неспешные прогулки до места службы и обратно утром и вечером, очень скоро москвичи заметят улучшение самочувствия — уйдет лишний вес, улучшится цвет лица, сон станет более крепким. И, конечно, появится больше свободного времени, которое можно будет посвятить семье, личной жизни и увлечениям вне работы.

— Что сейчас происходит во всем мире? Главный приоритет — это удовлетворенность горожан. Современная жизнь очень динамична — если молодежь не удовлетворена, она уезжает. Один из вопросов: сколько времени уходит на дорогу до работы? Если мегаполис станет полицентричным, люди станут счастливее — им не придется ежедневно ездить туда-сюда. Городу не придется расширять транспортные артерии, чтобы удерживать эти потоки. Поэтому я считаю, что это очень правильный тренд, — считает глава российского подразделения международной исследовательской компании BCG Владислава Бутенко.

Председатель совета директоров ГК «Пионер» Андрей Грудин также убежден, что стимулирование строительства коммерческой составляющей за пределами ТТК необходимо для сбалансированного развития Москвы.

— Московские инвесторы нуждались в подобной инициативе городских властей. Положительное влияние этого важного решения мэра Москвы Сергея Собянина будет заметно в перспективе развития городских территорий, где будут появляться деловые точки за пределами центра. Это улучшит экономику отдаленных районов Москвы, увеличит туда приток инвестиций, а значит, и повысит комфорт городской среды в целом, — считает Грудин.

В свою очередь эксперт в области градостроительства Илья Заливухин отметил, что самое оптимальное место для строительства таких офисных зданий — это пересечение Московского центрального кольца и линий МЦД, которые вот-вот будут запущены. Добираться туда будет максимально удобно.

— Эти узлы во всем мире обрастают в первую очередь плотной структурой офисных зданий: иногда прямо в самом ТПУ, иногда в шаговой доступности. Потом там же появляется жилье. Офисы должны появиться там, куда людям легко добраться — не только тем, кто живет в районе, но и клиентам, и заказчикам. Расположение на месте пересадки примиряет почти всех: когда появится МЦД, то практически из любой точки города можно будет добраться за 20–30 минут. Так делали в Амстердаме, в Париже, и в Москве это тоже получится, — считает Заливухин.

По его словам, даже при строительстве офисных зданий в спальных районах нельзя забывать о том, чтобы комфортно туда добираться было не только местным жителям, но и всем, для кого это будет актуально. Однако местные жители, даже если они не будут работать в построенных офисах, также получат бонус — новые рестораны, магазины и салоны красоты шаговой доступности.

— Правильно реализованная коммерческая функция создает много рабочих мест, уменьшает маятниковую миграцию и формирует полицентричный мегаполис. По нашим оценкам, на 5000 жителей востребовано от трех до шести продовольственных магазинов, пять-шесть салонов красоты и парикмахерских, две-три медицинские организации, две-три организации дополнительного образования, один-два магазина детских товаров, банковское отделение и аптека. Причем коммерческая функция не обязательно должна быть реализована в формате крупных торговых моллов или офисных центров. Одно из эффективных проектных решений, которое способно изменить город, — торговая галерея, объединяющая функцию прогулки и покупок, — рассказал Алексей Добашин, генеральный директор концерна «Крост».

Необходимо отметить, что такая концепция развития окраинных территорий соответствует идеологии программы «Мой район», которая была представлена мэром на Московском урбанистическом форуме. Создание в каждом районе — не важно, внутри Садового кольца или за пределами МЦК, — комфортной инфраструктуры должно отвечать всем потребностям москвичей: обеспечить им рабочие места, медицинское обслуживание, образование и культурный досуг. Тогда за всем перечисленным — проще говоря, за жизнью! — не придется ехать в центр.

— После кризиса 2014 года офисное строительство перестало пользоваться спросом у девелоперов, однако оно необходимо нашему городу. У них не было мотивации строить офисные центры за пределами ТТК. Тот шаг, который предприняло правительство Москвы, очень важен для современного города. Если девелопер сэкономит эти средства, то для него это будет существенная выгода. Думаю, для многих это будет ответом на вопрос: строить или не строить? — рассуждает Любовь Цветкова, председатель правления ассоциации инвесторов Москвы.

Евгения Никитская