timelapse
Все темы

Нарушая каноны

Темы в материале

Авторы проекта нового московского храма попытались соединить традиции и современную архитектуру.

Недавно Москомархитектура и Московская Патриархия одобрили проект храма священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице. Событие это вызвало немалый интерес в профессиональном сообществе. Ведь, как справедливо заметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям в строительстве храмов. И то, что такой проект в Москве появился, — это маленькое чудо. По мнению Кузнецова, архитекторы сумели сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали, одной из которых является стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. Благодаря этому прихожане смогут видеть сквозь стекло пейзаж долины реки Сетунь.

По словам партнера и главного архитектора бюро «Крупный план» Сергея Никешкина, на протяжении веков у всех известных архитекторов среди проектов обязательно были храмы. «В России же эта сфера абсолютно узурпирована узким кругом «церковных» архитекторов, которые дистанцированы от архитектурного сообщества, актуальных тенденций, зачастую создают проекты низкого качества, что в целом печально, — считает он. — Поэтому в данном проекте важен сам факт того, что жесткие ортодоксальные требования к строительству храмов меняются, и в эту сферу приходит современная архитектура».

Храм спроектировали Саид Джабраилов из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Валерий Лизунов и Анжела Моисеева из бюро Archpoint, специализирующегося на общественных пространствах. Прообразом для будущего здания на Верейской улице послужила знаменитая церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, построенная в XIV веке. В те времена использовалось минимальное количество декоративных элементов.

«В основе проекта лежит классическая крестово-купольная система. Купол плавно переходит в барабан, стены которого немного наклонены внутрь, становясь с ним единым целым, — рассказал Саид Джабраилов. — Перекрытие подклета, вертикальные несущие конструкции, наружные лестницы, своды, шатер и барабан будут выполнены из монолитного железобетона. Фасад обшивается стеклофибробетонными плитами, кровля и купол — стеклофибробетоном или стеклопластиком. Крест на куполе предполагается сделать из триплекса с возможностью подсветки».

Алтарь отделен от основного пространства храма низкой алтарной преградой с одноуровневым иконостасом, который не скрывает пространство священнослужения. Такая планировка была характерна для раннего христианства, и почти не применялась в более поздних церквях, где обычно ставился многоярусный иконостас.

Однако проект храма на Верейской улице вызвал у профессионалов и критические замечания. «У храма нестандартная форма: заваленные стены, как в Перынском ските, но при этом арки типичной формы. Такое решение — уход от канонов и поворот в сторону новой храмовой архитектуры, — отметил основатель и руководитель архитектурной студии Ai-architects Иван Колманок. — Но если говорить о функциональности здания, то здесь есть вопросы: нет привычного зонирования, которое складывается из православных традиций, в монолитной железобетонной коробке будут проблемы с акустикой, что критично при проведении служб». Стеклянная стена, по мнению Колманюка, лишает храм камерности и особого света от свечей, кроме того, потребуется повышенное внимание к вентиляции. «Есть и смысловые ошибки, например, кресты на стенах, — заявил архитектор. — В православной традиции они имели особый смысл — это кресты с могил батюшек, которые когда-то служили в храме. В привязке к новому строению это неприемлемо».


500 человек смогут одновременно присутствовать на службах в храме священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице


Справочно:

Проект храма священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице стал победителем международного конкурса религиозной архитектуры Faith & Form Awards. Об этом сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Премия в области религиозного искусства и архитектуры Faith & Form Awards была учреждена в 1978 году в США, чтобы отмечать лучшие архитектурные, ландшафтные, дизайнерские и художественные проекты, связанные с религией.