Новой Москве 10 лет
Темы в материале:
Рассказываем, как за эти годы преобразились присоединенные территории. К 10 административным округам столицы, смелым решением властей, добавилось еще два — Троицкий и Новомосковский, в которые вошли 19 сельских поселений и два городских округа, Троицк и Щербинка, до присоединения к столице разбросанные по Подольскому, Ленинскому и Наро-Фоминскому районам области. Москвой стала также часть Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья.
По столичным меркам, тогда «новая московская земля» была почти что целиной: в 2012 году на этой огромной территории жило всего 235 тысяч человек. Многие москвичи поначалу не скрывали скепсиса: они не могли представить, что эту «дикую пустошь» можно органично вплести в систему столичной агломерации. Прошло 10 лет — и весь скепсис улетучился. Присоединенные территории превратились в самодостаточный город со столичным уровнем жизни. А его население увеличилось аж в 2,4 раза.
После расширения границ привычный всем «кругляш» Москвы на карте изменился до неузнаваемости. Как многие шутили, смотря на «хвост», выросший на юго-западе Белокаменной, «столица нарядилась в юбку». В первое время непросто было привыкнуть к новому образу города. Но спустя десятилетие уже кажется, что такой Москва была всегда.
В обиходе присоединенные территории — огромный полигон для смелых градостроительных экспериментов и воплощения грандиозных планов, стали назвать Новой Москвой. Так и прижилось.
Причины и последствия
В своих прежних границах столица в 2012 году уже почти задыхалась. Миллионы людей каждый день стремились из спальных окраин в центр — кто на работу, кто на учебу, кто погулять в уютном парке, кто потратить деньги в модном магазине или кафе. Загруженные дороги, зашкаливающие показатели маятниковой миграции, «пробки» в метро — и власти, и градостроители отлично понимали, что центростремительный вектор развития главного города страны нужно постепенно менять, иначе недалеко до коллапса. И благодаря присоединению части Подмосковья появилась возможность кардинально изменить саму суть «градостроительной эволюции» Москвы. По смелому замыслу, присоединенные территории должны были сделать Москву полицентричным городом, оттянуть часть людей на себя, привлекая их и рабочими местами, и магазинами, и парками со стадионами и музеями.
Спустя 10 лет после расширения столичных границ эта идея уже не кажется фантастической. Сегодня у жителей Новой Москвы практически нет необходимости часто бывать в центре. В Троицком и Новомосковском округах есть все для комфортной жизни. Мало того, они — главная точка роста не только столичной агломерации, но и всей России.
Чтобы сегодня мечты стали реальностью, в 2012 Москва вступила в большую стройку, которая не закончилась до сих пор. Присоединенные территории были для градостроителей словно чистый лист, который предстояло «раскрасить». При этом было принято решение — вопреки традиции предыдущих поглощений областных земель, на этот раз никакого массового сноса на обжитой людьми территории не будет. Старое было решено улучшать, новое — возводить на пустующих просторах. Благо, их в Новой Москве было много.
У руля
По традиционной для Москвы схеме руководство нового округа было поручено префекту. Должность для жителей области новая и непонятная. Если части Одинцовского и Красногорского районов просто органично «втекли» в зону ответственности пограничных окружных префектур, то в Троицком и Новомосковском округах, которые для централизации управления объединили в одну административную единицу под аббревиатурой ТиНАО, создали собственную префектуру, в подчинение которой попали администрации поселений и городских округов. Плюс при правительстве Москвы было создано целое специальное подразделение, отвечающее за преображение Новой Москвы — Департамент по развитию новых территорий (ДРНТ).
Бывшие областные жители, однажды утром проснувшиеся москвичами, начали осваивать новый вид взаимодействия с властью — открытые встречи. Ни одно градостроительное решение за прошедшие 10 лет в новых округах не было принято без предварительного обсуждения с народом. Но даже казалось бы спорные нововведения всегда в итоге оборачивались тем, что лучше для людей, которые, кстати, первым делом после расширения столичных границ получили все московские льготы — дотации, выплаты, субсидии и городские надбавки к пенсиям. Зарплаты в Новой Москве тоже довольно быстро сравнялись с московскими.