По итогам престижного ежегодного рейтинга ENR’S Top 250 Global Contractors столичный инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» занял 144-е место среди 250 крупнейших компаний мира.
Журнал Engineering News-Record (ENR), специализирующийся на материалах о развитии мировой строительной индустрии и издаваемый в США с 1874 года, подвел итоги очередного рейтинга ENR’s 2021 Top 250 Global Contractors, который оценивает международную конкурентоспособность строительных предприятий из разных стран.
Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект», являющийся одним из ведущих холдингов Москвы и России, уже не первый раз вошел в список лучших компаний мира, при этом улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом: поднялся на девять позиций и занял 144-е место среди 250 крупнейших международных холдингов.
При составлении шорт-листа специалисты ENR учитывали основные финансовые и профессиональные показатели деятельности компаний за 2020 год: выручка, прибыль, профессиональные компетенции сотрудников, реализованные объекты, объем новых контрактов и т.д.
«Продвижение в престижном международном рейтинге подтверждает высокий уровень и конкурентоспособность холдинга на глобальном рынке, что особенно важно для инициатив «Мосинжпроекта» по выходу на международные рынки», – не без гордости отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Другой рейтинг ENR касается крупнейших компаний-проектировщиков и оценивает результаты в данной сфере – ENR’S 2021 Top 150 Global Design Firms. В этом списке инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» расположился на 138-й строчке.
Как подчеркивают в Мосинжпроекте, оставаться в числе лучших компании позволяют не только высокий уровень профессионализма сотрудников и большой опыт по реализации крупных градостроительных проектов в Москве, но и системная работа по развитию компетенций внутри холдинга.
«В настоящее время Мосинжпроект активно внедряет цифровые технологии, а также лучшие мировые практики в области управления и охраны труда, это помогает компании отвечать на глобальные вызовы рынка, развиваться и двигаться вперед», – сказал Юрий Кравцов.
ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.
ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.
С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад
Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.
ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.
Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад
Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.
Назад
Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.
Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.
Назад
Уникальные объекты – высокие компетенции
Холдинг «Мосинжпроект», основанный более 60 лет назад, за последнее десятилетие сделал значительный рывок в своем развитии, превратившись из столичного проектного института в крупнейшую инжиниринговую компанию полного цикла. В него входят несколько десятков строительных и проектных организаций с более чем 16 тысяч сотрудников. На московском строительном рынке инжиниринговый холдинг давно не нуждается в представлении. Например, в портфеле Мосинжпроекта такие знаковые для российской столицы объекты, как реконструированная арена «Лужники», новый парк «Зарядье» с концертным залом, уникальный Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой и театр «Геликон-опера».
Кстати, «Зарядье» и Дворец гимнастики в свое время были удостоены международной премии MIPIM Awards, а в этом году за эту престижную награду боролся еще один объект холдинга – Московский клинический центр инфекционных болезней «Вороновское». Эта больница была возведена всего за 37 дней и стала настоящим символом солидарности московских строителей и совместного с врачами и другим специалистами подвига в борьбе с COVID-19. Был создан полноценный автономный стационар, где всего за год работы врачи спасли свыше 13 тысяч жизней.
Еще одним важным направлением деятельности холдинга является реализация программы московского метростроения, в которой Мосинжпроект выступает единым оператором. С участием холдинга построили и ввели в эксплуатацию 51 станцию метро и более 105 км линий, а для обеспечения качественной работы подземки открыто 11 новых и реконструированных электродепо.
В рамках этой программы не только продлеваются существующие ветки столичного метрополитена (например, Таганско-Краснопресненская и Люблинско-Дмитровская), но и строятся новые радиусы (уже действует Некрасовская, строится Троицкая, проектируются Бирюлёвская и Рублёво-Архангельская линии метро). Это позволяет сделать метрополитен – самый комфортный, быстрый и экологичный транспорт города – более доступным для жителей периферийных районов.
В числе проектов холдинга и центральный объект программы метростроения – Большая кольцевая линия (БКЛ) метро протяженностью 70 км, состоящая из 31 станции. Отдельные участки нового кольца уже открыты, а после запуска БКЛ в полном объеме она станет самым большим кольцом в мире, обогнав Вторую кольцевую линию пекинской подземки.
«На Большом кольце уже работает 12 станций, а до конца текущего года достроят две трети большого подземного кольца метро Москвы, это рекордно высокие темпы», – подчеркнул мэр столицы Сергей Собянин.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Холдинг «Мосинжпроект» также работает над дорожными проектами столицы, участвует в программе по созданию сети транспортно-пересадочных узлов, выступает оператором развития территорий ряда крупных градостроительных проектов.
Наработанные компетенции компании сегодня позволяют Мосинжпроекту не только реализовывать крупнейшие инфраструктурные проекты в российской столице, но и предлагать инжиниринговые услуги регионам, а также планировать выход на мировой рынок. В частности, компания с успехом подтвердила международную квалификацию для участия в тендерах на проектирование и строительство проектов рельсового транспорта в Турции и Израиле.
По словам руководителя Стройкомплекса Москвы Андрея Бочкарёва, уникальный опыт специалистов Мосинжпроекта, полученный при работе над московскими объектами, говорит о готовности холдинга реализовывать проекты любой сложности. В частности, по развитию рельсового транспорта как на национальном рынке, так и за пределами страны.
Мосинжпроект представил модель развития городов «под ключ»
Мосинжпроект применяет передовую BIM-технологию
Мосинжпроект – лауреат премии ECO BEST AWARD
Мосинжпроект и проект «Притяжение»