Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

От чая до вайфая

Темы в материале:

Метро

31 мар. 2023 г. 11:00

Кольцевыми линиями может похвастать не только российская столица, но и многие мировые метрополитены. Разберемся, как кольца функционируют в разных мегаполисах.

Кольцевая линия

 

 

Московский метрополитен – один из немногих имеет в своем составе две кольцевые линии. И если мегапроект по созданию БКЛ – это веха новейшей истории метростроения, то представить московское метро без исторического кольца – Кольцевой линии – сегодня просто невозможно.

Необходимость возведения Кольцевой линии закладывали с самого начала строительства Московского метрополитена. Столица всегда состояла из  колец  и радиальных магистралей, а значит, рассуждали градостроители, и подземный транспорт должен учитывать такую структуру.

Проектировать первое метрокольцо начали задолго до его фактического строительства в 1932 году. Изначально ветку планировали проложить под Садовым кольцом. Воплощать идею в жизнь не стали. Радиальные линии тогда еще не были готовы, поэтому строительство Кольцевой линии не считалось приоритетным. Существует легенда, согласно которой линия появилась из-за конфуза, произошедшего во время обсуждения будущего столичного метро. Иосиф Виссарионович Сталин – в те годы глава государства – случайно поставил чашку с чаем на чертежи, которые инженеры положили стол.  Кружка оставила коричневый след на бумаге. Вождь народов посмотрел на отпечаток и сказал, чтобы так линию и проектировали. Более того, некоторые утверждают, что именно поэтому ее обозначили на карте коричневым цветом.

Первый участок от «Курской» до «Парка Культуры» Кольцевой линии ввели в 1950-м. Все наземные вестибюли строили как триумфальные арки – парадные ворота в подземные дворцы метро. Станции расположили на всех главных площадях столицы: «Октябрьская», «Добрынинская», «Павелецкая» и «Таганская». Главной темой в дизайне станций стала победа в Великой Отечественной войне.

Вторую часть кольца от «Курской» до «Белорусской» открыли в 1954 году. Тогда же оно и замкнулось, пройдя через Красную Пресню. Депо для обслуживания ветки построили на Ходынской улице.

Кольцевая линия оказалась ключевой в развитии Московского метрополитена. Радиальные линии строились от нее, лишь впоследствии соединяясь центральным участком. Сейчас каждая из 12 станций на Кольцевой линии пересадочная. В 1954 году, когда линию замыкали, пересадок было только шесть. Последней станцией, остававшейся без пересадки, была «Новослободская». Она получила переход на станцию «Менделеевская» только в 1988 году.

Общая длина всей линии – 19,3 км. Сегодня на кольце возводится 13-я станция. Ею станет «Суворовская», откуда можно будет перейти на Люблинско-Дмитровскую линию.


Галерея: Проект планировки станции «Суворовская» Кольцевой линии метро. Источник: Москомархитектура

«Для внедрения новой станции в действующую Кольцевую линию через столько десятилетий после ее запуска придется сначала построить два обводных тоннеля, по которым мы будем перезапускать поезда. Это очень похоже на байпасы, которые делают при перекладке труб. А потом уже между ними начнем строительство самой станции», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

По словам главы Стройкомплекса, «Суворовская» может стать первой станцией, оборудованной траволаторами. Они появятся во втором вестибюле, который планируется на пересечении Олимпийского проспекта с улицей Дурова. Сейчас этот вопрос прорабатывают специалисты.

 

Большая кольцевая линия

 

 

Большая кольцевая линия метро – грандиозный проект в области метростроения. Длина кольца составляет 70 км, на нем расположена 31 станция. Для обслуживания поездов предусмотрено три электродепо.

После полного запуска БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире и обошла нынешнего лидера – кольцевую линию Пекина длиной 57 км.

Построить второе метрокольцо в Москве хотели давно. В послевоенные годы разрабатывали планы строительства полукольца  метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на незначительном расстоянии от уже возводившейся тогда первой Кольцевой. На станции «Курская» есть памятная доска с надписью «Курская Большого кольца 1945–1949». Дело в том, что проектировалось еще и малое кольцо, которое должно было пройти под Бульварным. Планировалось частичное движение по нынешним Калужско-Рижской и  Серпуховско-Тимирязевской  линиям с переходом на собственные станции. Сегодня они известны как «Полянка» и «Трубная». Однако в начале 1950-х годов проект признали нецелесообразным.

Генеральный план 1971 года предусматривал строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включать бывшую Каховскую линию и участок тогда еще Кировско  – Фрунзенской линии (будущей Сокольнической) «Черкизовская» – «Улица Подбельского».

На перегоне «Черкизовская» – «Бульвар Рокоссовского» хорошо видна пара тоннелей с проложенными в них рельсами, которые не доходят до основной ветки. Это задел под станцию «Черкизовская-2». Существующая станция должна была отойти новой кольцевой линии.

Также были созданы заделы под пересадку на будущее Большое кольцо на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское Поле» и  «Кузьминки». На последней она расположена посередине станции. В итоге проект был отложен на неопределенный срок, так как в состав Москвы вошли новые  территории в пределах МКАД, где началось строительство микрорайонов.

Возникла необходимость обеспечить транспортные связи новостроек с центром города,  в связи с чем основной задачей метростроевцев стало возведение радиальных линий.

Историческое решение о начале реализации Большой кольцевой линии метро в Москве принял мэр Сергей Собянин в 2012 году. Тогда проект носил рабочее название «Третий пересадочный контур».

 

Спецпроект о БКЛ метро

Первым открылся участок БКЛ на северо-западе Москвы в феврале 2018 года. Это отрезок из пяти станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». В декабре этого же года к ним добавилась еще одна станция Большого кольца метро – «Савёловская».

27 марта 2020 года открылись станции «Лефортово» и «Авиамоторная» вместе со вторым участком Некрасовской линии. До полного запуска БКЛ они работали в составе розовой ветки, как и станция «Электрозаводская», которую открыли зимой того же года.

В апреле 2021 года пассажиров приняли «Народное Ополчение» и «Мнёвники». Они стали первыми станциями метро в районе Хорошёво-Мнёвники, где проживает 174 тыс. человек.

В декабре 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке БКЛ. Среди запущенных в работу – девять новых станций подземки: «Терехово»,  «Кунцевская»,  «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

Открытие 10 станций БКЛ метро. В. Путин, С. Собянин

08.12.21
1/88

Технический пуск последних участков БКЛ прошел в конце 2022 года. После этого начался этап настройки технических и инженерных систем. 1 марта 2023 года БКЛ полностью открылась для пассажиров.

«Несмотря на возникающие сложности, удалось успешно решить все инженерные и технические задачи, провести работы по сооружению всех станций БКЛ на высоком уровне качества и безопасности», – отметил Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

 

Лондон  (Великобритания)

 

 

Кольцевая линия метро в столице Великобритании имеет свои особенности. Ее открыли в позапрошлом веке. По сути, это не совсем кольцо – ветка представляет собой петлю вокруг Лондона. На схеме она обозначена желтым цветом, ее протяженность – всего 22,5 км.

Кольцо проложили на северном берегу Темзы. Длина платформ составляет 120 метров, а в месте пересечения с радиальными линиями – 130 метров. На линии работают 27 станций. Пассажиропоток составляет почти 314 тыс. человек в сутки. Изначально поезда курсировали во встречных направлениях. Существовало два маршрута – «внешний» и «внутренний» круг. Конечной станции не было. Составы доезжали до тупика и шли в обратную сторону.

С декабря 2009 года к кольцевой линии добавилась ветка на Хаммерсмит. Теперь линия из замкнутого «псевдокольца» превратилась в двухпутную спираль с конечными станциями «Хаммерсмит» и «Эджвер-роуд».

 

Копенгаген (Дания)

 

 

В столице Дании кольцевая линия метро открылась осенью 2019 года. Ее длина меньше, чем лондонское метрокольцо, – всего 15,5 км. На этой ветке работает 17 станций. С нее можно пересесть на две другие линии королевской подземки «М1» и «М2». Помимо этого, линия соединяется переходами с ветками пригородных поездов. Они чем-то напоминают Московские центральные диаметры. Правда, единого проездного, как карта «Тройка» в Москве, на электрички в Дании нет.

По форме линия напоминает раздавленное кольцо – оно будто расплющено между районами Нёрребро и Остербро. Нечто похожее есть и у нашего Большого кольца: северо-запад и восток линии тоже имеют немного сплющенную форму на схеме. На этом сходство заканчивается.

Дизайн датских станций метро не столь примечателен, больше внимания уделяли возведению транспортного объекта, а не красоте. Причина такого рационального подхода проста: строительство изрядно затянулось, поэтому торопились запустить долгожданное кольцо.

С 16 марта 2009 года Копенгаген стал одним из первых городов Европы с метрополитеном, работающим круглосуточно. Но раз в два месяца он частично закрывается на ночь для работ по капитальному ремонту. Движение поездов  в метро Копенгагена автоматическое, без машиниста. Компьютеризированная система четко контролирует расстояние между поездами, скорость торможения и ускорения.

 

Осло (Норвегия): псевдокольцо

 

 

На схеме норвежского метро так называемое кольцо обозначается зеленым цветом. Особенность линии в том, что она, как и в Лондоне, выполнена в форме петли. Поезда въезжают в кольцевой тоннель и полностью объезжают его. Длина линии – всего 5 км. Сейчас все радиальные линии примыкают к кольцу с направлением движения только к его южной части, а отдельного кольцевого маршрута нет.

Для организации движения по северной части кольца один из маршрутов организован очень хитро. Поезда приходят на кольцо с одного из радиусов, проходят по кольцу аж полтора оборота, то есть некоторые станции этот маршрут они проходят дважды, после чего уходят на другой радиус. При движении в обратном направлении все повторяется в том же порядке. Поезда следуют по кольцу с интервалом 15 минут. Сюда заходят составы с линий 4 и 5. Особенность такой схемы движения в том, что пассажиры могут сесть на первый прибывший поезд и все равно приехать в нужное место, потратив одинаковое количество времени.

 

Шанхай (КНР): кольцо с фиолетовым поясом

 

 

Кольцевая линия метрополитена Шанхая обозначена на схеме под номером 4. Поезда имеют яркую фиолетовую окраску. «Внешняя петля» – так называют линию, которая движется против часовой стрелки, а другая – «внутренняя петля».  На кольцевой линии Шанхая 26 станций. Общая длина – 33,7 км. Интервал движения поездов составляет от 5 до 30 минут.

Сами станции без излишеств. На платформах пассажиры в ожидании состава дисциплинированно выстраиваются в очередь. Особенность шанхайской подземки в том, что при остановке поезда вход и выход из него осуществляется одновременно. Сориентироваться помогают стрелки на полу.

За порядком на станциях следят дежурные. На каждой из них есть бесплатные туалеты, автоматы по продаже еды, напитков, прессы и прочих товаров. В подземке Шанхая особенно привлекает внимание обилие рекламы.

В часы пик в метро самого густонаселенного города мира очень людно. Если кого-то толкнули, извиняться не принято, как и уступать места женщинам. Зато пожилые китайцы пользуются особым уважением и практически никогда не едут стоя.

 

Пекин (КНР): кольцо без ориентиров

 

 

Метро наиболее быстрый, удобный, а главное – дешевый вид транспорта в Пекине. Это особенно актуально в час пик, когда скорость передвижения на наземных видах транспорта сильно падает.

В Пекине синие знаки с символами 地铁 означают, что где-то поблизости находится станция метро. Но главная проблема здесь – определить направление. На многих станциях для каждого направления отдельная платформа, а на указателях есть только конечные станции.

Хуже всего дела обстоят с 10-й линией – это кольцевая ветка метро, и у нее нет конечной станции.

На линии работают 45 станций. Ее длина – 57,1 км. Эта ветка была лидером среди метроколец мира, но уступила свое первенство 70-километровой Большой кольцевой линии метро в Москве.

Виктор Стёпин Инженерные сооружения

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • метро

Другие материалы по теме

7 апр. 2023 г.
В Нижнем Новгороде продолжают работы по продлению линий метро
В Нижнем Новгороде продолжают работы по продлению линий метро
5 апр. 2023 г.
Бочкарёв: все работы на Большой кольцевой линии метро завершат до конца года
Бочкарёв: все работы на Большой кольцевой линии метро завершат до конца года
6 апр. 2023 г.
Проект благоустройства у будущих станций Люблинско-Дмитровской и Солнцевской линии метро. Рендеры: mos.ru
4 фото
31 мар. 2023 г.
Троицкая линия метро: как строят станцию «Генерала Тюленева»
Троицкая линия метро: как строят станцию «Генерала Тюленева»
31 мар. 2023 г.
Грандиозный проект
Грандиозный проект
29 мар. 2023 г.
БКЛ в объективе: лучшие ракурсы на новой линии метро
БКЛ в объективе: лучшие ракурсы на новой линии метро
30 мар. 2023 г.
Дело жизни
Дело жизни
23 мар. 2023 г.
БКЛ перевезла более 1 млн пассажиров после отмены бесплатного проезда
БКЛ перевезла более 1 млн пассажиров после отмены бесплатного проезда

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Собянин: начинается сооружение дополнительного участка МСД
Программа КРТ: как создается новый облик столицы
Российский софт нужно внедрить на каждую стройку – эксперт
Многофункциональный комплекс (с жильем, подземным паркингом и объектами инфраструктуры). Подземная парковка
Есть первый миллион
Пресс-релизы
Интервью
Новости

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика