Грандиозный проект

Темы в материале:

Метро

О том, как возводили мегапроект мирового метростроения, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

– Андрей Юрьевич, что получит Москва после открытия движения по полному циклу кольца?

– Большая кольцевая линия – уникальный проект в истории не только московского метростроения, но и мирового. Мы построили самое протяженное в мире подземное кольцо: более 70 километров, 31 станция.

Чтобы попасть в нужный район, пассажирам больше не придется доезжать до старой Кольцевой или пересадочных станций, достаточно будет выбрать правильное направление движения по Большому кольцу. Да и сами поездки станут комфортнее.

Второе кольцо формирует множество удобных альтернативных маршрутов для пассажиров, позволяет интегрировать в транспортную систему радиальные линии. БКЛ включает 20 пересадок на действующие станции метро, три – на перспективные линии: Троицкую, Рублёво-Архангельскую и Бирюлёвскую, три – на МЦК, шесть – на МЦД-1 и МЦД-2, 11 пересадок на радиальные линии железной дороги.

Появление новых маршрутов значительно разгружает центральные станции и Кольцевую линию метро, а также дороги, что позитивно влияет и на экологию мегаполиса.

Еще важный момент: районы, расположенные в зоне БКЛ, получают мощный стимул к развитию. Уже сегодня инвесторы проявляют к ним высокий интерес: утверждены проекты планировки участков и оформлены градостроительные планы местностей общей площадью около 1900 га с потенциалом для строительства различных объектов недвижимости. Словом, грандиозный проект.

– Какие участки (станции) строить было сложнее всего, и как эти сложности преодолевались?

– Свои нюансы есть при строительстве любого участка и станции метро, в том числе и БКЛ. Это и глубина залегания – «мелкие» участки строить быстрее и проще, и особенности породы.

Одна из основных сложностей проходки тоннелей – непростые гидрогеологические условия: в грунтах слишком много воды, скапливающейся в пустотах карстовых пород, суглинистых и песчаных почвах. Поэтому труднее всего строить было в акватории Москвы-реки.

Например, при сооружении западного участка БКЛ в районе Мнёвниковской поймы расстояние от щита до дна реки составляло всего девять метров. На помощь пришел новый способ проходки: строители шли насквозь через уже готовые котлованы будущих станций, а не от каждого по отдельности. А пока щит перерабатывал породу, позади него активно велись строительные и отделочные работы, что ускорило процесс.

Сложнейшие работы специалисты провели на самом глубоком участке БКЛ – северо-восточном. При строительстве станции «Марьина Роща» использовали горный способ сооружения малого наклонного хода длиной 25 метров, так как на низких горизонтах в стесненных условиях не смогли найти места для монтажа щита.

К тому же строили вблизи действующих линий метро, буквально в трех-пяти метрах от функционирующих тоннелей. Поэтому для проходки использовали микротехнику, а многие работы проводили вручную. Кстати, на станции «Марьина Роща» смонтированы самые длинные эскалаторы в московском метро –130-метровые.

Трудности строительства этого участка заключались еще и в том, что на нем сооружались станции как мелкого заложения – «Сокольники», так и глубокого – «Рижская», «Марьина Роща». И все это в условиях плотной городской застройки, с большим количеством коммуникаций.

При проходке станции «Сокольники» мы использовали модернизированное оборудование для мониторинга воздействия стройки на действующую станцию красной линии и городскую застройку. К слову, еще одна трудность строительства метро в плотно застроенной Москве – перенос инженерных сетей и вынос коммуникаций, ведь под землей их огромное количество. Так что специальная система подземного мониторинга, основанная на точных расчетах влияния подземных работ на окружающую застройку, – настоящая палочка-выручалочка. С ее помощью, оценив все варианты, специалисты принимают решение, где и как усилить фундаменты расположенных наверху сооружений.

Хочу подчеркнуть, что в целом строительство БКЛ – колоссальный труд огромного количества специалистов и рабочих, и они блестяще справились со всеми трудностями, реализовав столь сложный, амбициозный проект, такой нужный городу и горожанам.

– Дизайн каждой станции БКЛ уникален. Проекты некоторых из них были воплощены по результатам открытых международных конкурсов. Для чего нужны конкурсы и насколько они востребованы?

– В последние годы уникальные станции появились не только на БКЛ, но и на других новых линиях и участках подземки. Вопросу визуального оформления строящихся станций мы уделяем большое внимание, поскольку московское метро не только одно из самых быстрорастущих, безопасных и комфортных в мире, но и одно из самых красивых. Поэтому считаем, что и современные станции, как и исторические, должны иметь свое лицо, быть узнаваемыми, эстетически привлекательными. Безусловно, почти за 88 лет истории московское метро далеко ушло от концепции «подземных дворцов» – появилась новая архитектурная школа, современные технологии и выразительный дизайн.

Чтобы выбирать оптимальные архитектурно-художественные решения при оформлении интерьеров и входных павильонов, еще в 2014 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина были возобновлены международные конкурсы на разработку дизайна станций. В них участвуют лучшие отечественные и зарубежные бюро, проявляющие к этому колоссальный интерес. Это позволяет создавать красивые и функциональные станции, отвечающие всем современным требованиям безопасности и комфорта. Уверен, что когда-нибудь и на новые станции метро, в том числе БКЛ, станут водить экскурсии.

– На ваш взгляд, какие станции Большого кольца наиболее интересны и выразительны?

– Каждая станция достойна внимания, имеет свой стиль. Одной из самых необычных и ярких является «Кленовый бульвар», у которой форма наземного вестибюля – это своего рода авторское прочтение силуэта перекрытий дворца царя Алексея Михайловича в расположенном рядом парке «Коломенское». Уникальна и станция «Нагатинский Затон». Идеей ее оформления стала попытка взглянуть на объект транспортной инфраструктуры как на музей, посвященный обитателям рек Московского региона. Крупные реалистичные изображения рыб, выполненные в технике мозаичного панно, формируют необычный, запоминающийся и позитивный образ. В основу архитектурного облика «Марьиной Рощи» заложена эстетика фарфора – обязательного элемента дворянской усадьбы графа Шереметева.

«Сокольники» призваны напомнить нам о том, как зарождалось строительство метро, о героическом труде метростроителей прошлого столетия. Она пересадочная и ведет на одноименную станцию Сокольнической линии, которая вошла в состав первой очереди подземки.

Впечатляют и другие воплощенные проекты: дизайн «Давыдково», посвященный работникам МЧС, «Новаторской» с ее «пламенеющим» потолком, «Воронцовской» – в ней доминирует подвесная система потолка, напоминающая Млечный Путь.

Кстати, две станции БКЛ отмечены наградами и призами международного уровня. Так, «Савёловская», особенностью которой являются чугунные тюбинги, создающие контраст с остальной отделкой, завоевала серебряную медаль на международном архитектурном фестивале «Зодчество-2020». Станция «Авиамоторная», в разработке дизайн-проекта которой архитекторы обратились к авиационной тематике, получила престижную международную премию «Золотой Трезини».

– Каковы планы по развитию метрополитена в столице после запуска Большой кольцевой линии?

– С пуском БКЛ развитие метрополитена не остановится. Мы ведем проектирование и строительство новых участков радиальных линий и новых линий. Это необходимо для того, чтобы десятки отдаленных от центра районов Москвы получили скоростной транспорт в шаговой доступности.

Продолжается строительство участка продления Люблинско-Дмитровской линии до поселка Северный, в состав которого входят три станции: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Ввести их в эксплуатацию мы намерены в этом году.

В высокой степени готовности находится и станция «Потапово» в Новой Москве, она станет конечной на первой линии московского метро – Сокольнической. Ее мы тоже планируем открыть для пассажиров в 2023 году.

В этом году подземка придет и в международный аэропорт Внуково, для чего продлеваем Солнцевский радиус от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково» с промежуточной станцией «Пыхтино», где будет выход к жилому массиву.

Помимо этого, активно строим новую Троицкую линию – самую протяженную за пределами МКАД – длиной 40 километров с 17 станциями. Это кардинально улучшит транспортное обслуживание порядка миллиона человек, проживающих в зоне ее «охвата», и еще нескольких сотен тех, кто там работает и учится. В первую очередь, конечно же, выиграют жители Троицка, которые смогут добираться до центра столицы менее чем за час.

Уже в будущем году планируем открыть первый участок Троицкой линии от станции «ЗИЛ» (пересадочной на МЦК) до «Коммунарки» (пересадочной на Сокольническую линию) с 11 станциями.

Программой развития метрополитена предусмотрено строительство еще двух новых радиальных линий: Рублёво-Архангельской, к сооружению которой уже приступили, и Бирюлёвской.

Дойдет метро и до густонаселенного района Гольяново на востоке города: туда продлим Арбатско-Покровскую линию, а на действующей Кольцевой построим новую станцию «Суворовская» – пересадочную на «Достоевскую» салатовой ветки.

Ольга Завершнева Инженерные сооружения

Теги

Новости дня

Все новости

Просмотренные материалы