От проектирования до ввода: «умные» сервисы применяют при строительстве соцобъектов
Темы в материале:
В Москве при строительстве социальных объектов используются цифровые сервисы. Причем «умные» решения применяются на всех этапах жизненного цикла зданий – от проектирования и строительства до ввода в эксплуатацию.
Среди таких объектов – скоропомощные стационары и новые корпуса больниц, объекты медкластера в Сколково, кластер «Ломоносов» научной долины МГУ, дворец спорта в составе транспортно-пересадочного узла «Некрасовка», школа и детский сад в районе Молжаниновский.
Почему выгодно строить с ТИМ?
Цифровые двойники, являясь точными копиями объектов, помогают отслеживать их состояние. В результате удается продлевать жизненный цикл объекта на десятки лет, производительность инженерного состава увеличивать на 20%, а срок службы инженерного оборудования – более чем на 15%. Затраты на внеплановое обслуживание снижаются до 50%.
«Облачный сервис для исполнительной документации Exon экономит время на согласование документации на 50%: устранение подрядчиком замечаний заказчика занимает 5-10 минут, акты отправляются на проверку сразу в момент их переформатирования, день в день, накладные расходы снижаются в три раза», – пояснил Андрей Бочкарёв.
Руководитель по внешним коммуникациям Международного медицинского кластера Фаина Филина отметила, что применение ТИМ, цифровой модели (двойника) и других цифровых сервисов на всех этапах жизненного цикла объектов Международного медицинского кластера дало возможность завершить строительство практически в два раза быстрее и на полмиллиарда рублей дешевле, чем планировалось.
«В части эксплуатации это позволило оптимизировать человеческие ресурсы: вместо 28 человек эксплуатацией занимается 21 специалист с учетом ранее построенных корпусов, а по завершении строительства всех объектов кластера с управлением штатными и нештатными ситуациями справятся всего 40 инженеров, а не 100», – отметила она.
«Умные» решения
Департаментом строительства при строительстве объектов применяются различные ИТ-решения отечественной разработки (единого контура Amethyst Group).
Сервисы по цифровизации закупок «Синтека-Закупай» позволяют осуществлять контроль на каждом этапе закупок и планирование бюджета, а также мониторить лучшие закупочные цены от маркетплейса. В результате происходит ускорение процессов подачи заявок, согласований, оплат, приемки доставок. За счет тендера закупок компании снижают свои расходы до 5%, что позволяет существенно нарастить маржинальность объектов. Процесс закупок ускоряется на 30-50% за счет работы в онлайн-режиме. Простой объекта снижается на 4%.
Инструментом для автоматизации проектной и рабочей документации стал облачный сервис для исполнительной документации Exon. Его преимущества – структурированное хранение документации, быстрая передача задач новому специалисту и прозрачность выполнения работ. Кроме того, простое формирование, проверка, редактирование и согласование сокращают время на доработку документации.
Как известно, строительные организации нанимают большое количество временного персонала. Для этого используется мобильный сервис «Наймикс». Он позволяет выстраивать взаимоотношения с персоналом – от найма на работу и оформления до расчетов с сотрудниками и завершения трудовых отношений. Кроме того, в платформу встроен функционал, облегчающий работу с иностранными гражданами и трудовыми патентами. Таким образом, снижается нагрузка на HR, отдел кадров и бухгалтеров при работе с временным персоналом. Сервис позволяет экономить до 30% общих затрат на персонал и до 50% времени на делопроизводство.
Мобильное приложение по учету и передаче оборудования FaceKit позволяет вести учет инструментов, их техническое состояние, местонахождение. Из приложения возможен прямой звонок каждому ответственному лицу. В результате не придется на каждый объект покупать новый инструмент, а срок службы инструментов увеличится на 30-40%.
Решение для контроля работников – проход на объект по Face ID. Оно позволяет персоналу проходить через турникеты с помощью технологии считывания анатомии лица. Используется лицевая биометрия в системах контроля и управления доступом (СКУД), сопоставляется каждое лицо проходящего человека с информацией в базе данных. «Умная» система мгновенно считывает анатомию и индивидуальные черты лица в трехмерной модели и распознает человека.
Благодаря Smart Watch и карточки идентификации можно узнать местонахождение рабочих, маршруты передвижения за любой период и получить мгновенный сигнал при ЧП с сотрудниками.
Эти решения, созданные в едином цифровом контуре Amethyst Group (разработчики – «Гаскар Групп»), построенные на базе искусственного интеллекта, помогают составить объективную картину по процессам и исключить человеческий фактор.
Преимущества сервисов
Цифровизация повышает безопасность труда и производительность стройки, сокращает время простоя, делает строительный бизнес прозрачным и купирует хищения, несанкционированные складирования отходов и прочие «теневые» процессы.
«Умная» эксплуатация обеспечивает информационно-аналитическую поддержку организационно-технологических процессов эксплуатации, решает задачу оптимизации затрат на техническое обеспечение помещений и оборудования, позволяет построить прозрачный процесс организации работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР), планирования ресурсов и запасов материалов, оптимизировать затраты на закупки, консолидировать сведения об используемом оборудовании в течение всего жизненного цикла, осуществлять контроль исполнения бюджета.
Кроме того, «умная» эксплуатация позволит управлять инфраструктурой здания в едином ситуационном центре, в том числе оперативно исправлять все технические поломки. Мониторинг состояний оборудования и автоматическая фиксация полученных данных в информационную систему позволит анализировать работу оборудования и проводить оптимизацию после пяти и 10 лет эксплуатации, устанавливать температуру в помещениях в зависимости от требований (пациенты, врачи, лаборатория и др.), управлять светом для обеспечения комфортного освещения в палатах и так далее.
«Правительством РФ поставлена задача – создать к 2030 году умную экосистему отрасли, позволяющую управлять жизненным циклом объекта, который напрямую связан с ТИМ, развивающимися с каждым годом все активнее. Мы считаем, что важно именно комплексное внедрение цифровых сервисов при проектировании, строительстве и эксплуатации всех объектов, особенно социальных. Так мы получаем человекоцентричные здания, которые будут функционировать долго и в которых будет комфортно жить, работать, получать медицинскую помощь, учиться, заниматься спортом и так далее», – отметила Фаина Филина.
Опыт цифровизации Москвы в масштабах страны
Столичные методы и практика применения цифровых технологий в сфере строительства протестируют на федеральном уровне.
«В строительной отрасли столицы для сокращения сроков работ и издержек активно используются современные сервисы и технологии. Все участники строительного процесса сегодня объединены на базе единой платформы», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам заммэра, такая организация работы позволяет автоматизировать и оптимизировать взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности, увеличить эффективность работы и исключить дублирование информации.
«Таким образом, система обеспечивает перевод производственных процессов в цифровое поле, тем самым сокращает сроки реализации проектов и сводит к минимуму вероятность технических ошибок», – пояснил Бочкарёв.
Глава Стройкомплекса добавил, что внедренный в Москве комплекс решений цифровой вертикали в строительстве планируется пилотировать в регионах.






