Есть контакт: цифровизация стройотрасли остается приоритетом в работе властей
Темы в материале:
Долгое время стройотрасль отличалась довольно низким уровнем цифровизации по сравнению с другими секторами экономики. Однако сейчас ситуация активно меняется: стройка – «ныряет в цифру», а российский рынок идет в ногу с мировыми трендами. О цифровизации, технологиях информационного моделирования (ТИМ), технологической независимости – в нашем материале.
Федеральная повестка
С 1 января 2022 года применение ТИМ-технологий на объектах госзаказа стало обязательным. Кроме того, стройотрасль страны придерживается курса на цифровизацию строительных процессов.
Цифровая трансформация необходима отрасли, ведь ее цель – развитие в «цифре» системы управления жизненным циклом строительства для достижения ключевых показателей эффективности.
Существует ряд цифровых решений, применяемых на всем цикле объектов капитального строительства: это ГИСОГД РФ – Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности – единая платформа для консолидации данных, ТИМ, Единая цифровая платформа экспертизы, Госстройконтроль и так далее.
Формирование единого контура цифровых решений на всех этапах строительства и эксплуатации обеспечит ускорение сроков работ, сокращение издержек и повышение операционной эффективности участников отрасли.
Московский опыт
Работа по цифровизации в Стройкомплексе столицы ведется на протяжении 10 лет. ТИМ, цифровые двойники объектов, «умные» стройплощадки и другие «помощники цифры» позволяют облегчить те или иные процессы на разных стадиях работ, сократить затраты и время на строительство.
«С 2020 года в строительной отрасли происходят «тектонические» сдвиги. Сейчас мы реализуем свыше 500 объектов, у нас 1000 сотрудников-заказчиков, порядка 100 тыс. специалистов трудятся на стройках Москвы – это колоссальный объем. Перед нами была поставлена задача вводить все в срок, чтобы повысить эффективность капитальных вложений. И несмотря на разные сложности, показатели по квадратным метрам у нас только растут», – отметил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
В столице с помощью цифровых сервисов в электронный вид переведено свыше 40% строительной документации: ранее требовалось 13 000 пачек бумаги, чтобы собрать документы для одной новостройки по реновации – это 6,5 млн рублей только на покупку «макулатуры».
Исполнительная документация в цифре помогла в четыре раза ускорить ее согласование, возросли оборачиваемость денежных средств и качество документации за счет автоматизированных проверок.
Благодаря цифровизации обеспечено взаимодействие участников строительного процесса в едином информационном пространстве, а также повышенный контроль на стройплощадке.
«Важно заметить, что цифровые сервисы – разработка российских компаний. Москва – первый город в мире, реализовавший задачу полного перехода к взаимодействию всех участников инвестиционно-строительного цикла в цифровом виде», – добавил Загрутдинов.
В Департаменте строительства Москвы в начале 2021 года был создан Центр компетенций, задачей которого стала цифровизация процессов, происходящих в стройке. Три основных направления Центра:
- люди – обучение сотрудников;
- бизнес-процессы – их описание и оптимизация;
- технологии – автоматизация и внедрение ИТ-инструментов для ускорения и повышения качества работ.
На конец 2022 года в Департаменте благодаря семи образовательным программам будет обучено уже около 1000 сотрудников-заказчиков. Они получат знания на темы от основ ТИМ до введения в цифровизацию.
«В Москве использовалось заказчиком 650 форм исполнительной документации. Первое, что мы сделали – провели ее анализ и уменьшили этот список до 250. Буквально через два месяца пересмотрели и на уровне Департамента выпустили распорядительный документ, в котором свели эти формы до 164. Сейчас на согласовании находится постановление Правительства Москвы, сводящее это количество к 11 штукам», – пояснил начальник Центра компетенций столичного Департамента строительства Павел Часовских.
По его словам, это пример, когда цифровизация меняет бизнес-процесс и нормативное регулирование. Сейчас в Москве есть семь рыночных решений, которые используются генеральными подрядчиками для взаимодействия с Департаментом.
Пилотным проектом, где специалисты попытались применить в строительстве все цифровые продукты как со стороны заказчика, так и со стороны генподрядчика, стала клиника «Хадасса» в Сколково. Цифровизация позволила сэкономить порядка 500 млн рублей, а также в два раза сократить сроки ее строительства. Кроме того, в два раза снизилось время на согласование документации, повысилась управляемость проектом за счет онлайн-мониторинга, появилось централизованное хранение документов, уменьшились затраты при использовании облачного хранилища.
«Здесь есть два уникальных объекта, которые были полностью построены в информационной модели – от проектирования до сдачи. В Сколково также создан ситуационный центр, в котором сейчас по ТИМ эксплуатируются два здания. То, куда мы все должны прийти, уже реализуется здесь», – подчеркнул Павел Часовских.
Опыт «Мосинжпроекта»
Группа компаний «Мосинжпроект» находится на передовой технологического развития, принимая активное участие в работе Стройкомплекса по цифровизации процессов в строительной отрасли.
Так, недавно Институт «Мосинжпроект», ведущая проектная организация ГК, стал победителем VI Всероссийского конкурса «ТИМ-лидеры 2021/22» в номинации «Информационное моделирование территориальных образований». Награды удостоен проект многофункционального общественного пространства «Притяжение» в городе Магнитогорске Челябинской области. Над объектом Институт работает в качестве генерального проектировщика.
Холдинг с применением ТИМ создает и ряд других объектов, в том числе Национальный космический центр (НКЦ) – комплекс зданий общей площадью более 250 тыс. кв. метров.
НКЦ станет одним из крупнейших центров космической отрасли в мире, соединив на одной площадке штаб-квартиру «Роскосмоса», ведущие организации ракетно-космической отрасли, объединенный информационный центр, институты, конструкторские бюро и другие компании.
С помощью ТИМ создается Бирюлёвская линия метро, а также в качестве пилотного проекта для апробации российского ПО будет моделироваться электродепо «Бирюлёвское».
Техническая политика ГК направлена на интеграцию информационного моделирования во все основные виды деятельности, в том числе в собственные разработки холдинга. Созданный внутри блока инжиниринга АО «Мосинжпроект» Департамент технической политики и ТИМ занимается координацией работы разных структур ГК в области цифровизации проектирования и строительства.
Лидерство холдинга в этом направлении подтверждает и сформированный в «Мосинжпроекте» Комитет по техническому развитию – коллегиальный орган по вопросам технического регулирования, нормирования и внедрения прогрессивных технологий и технических решений на всех этапах жизненного цикла проекта.
«Целью создания Комитета является управление технической политикой – техническими требованиями и организационными мероприятиями, направленными на повышение технологического уровня компании, а также внедрение инноваций в процесс создания объектов. Это в совокупности позволяет задать основой вектор с учетом быстрых изменений, в том числе в части обеспечения готовности ГК к расширению географии реализуемых проектов», – пояснил заместитель генерального директора по инжинирингу АО «Мосинжпроект» Михаил Надот.
Комитет создает среду для вовлечения всех сотрудников в процесс генерации идей, инноваций, предложений. Они рассматриваются с точки зрения применимости в текущих производственных процессах или сохраняются в базу знаний для использования в будущих проектах.
Среди имеющихся предложений – внедрение технологий геолокации для увеличения точности сетки инженерных изысканий, энергоэффективности, для блочно-модульного строительства зданий и сооружений, в том числе мобильных заводов.
До представления на рассмотрение Комитета совместно с рабочими группами прорабатывается эффективность поступившей инициативы (сокращение сроков и стоимости работ, улучшение качества, снижение рисков и отрицательного влияния на экологию, повышение уровня безопасности на стройках), ей дается оценка по итогам пилотного проекта, а также определяется возможность тиражировать эту инновацию.
Что касается технологической независимости программного обеспечения и применения отечественных продуктов, то здесь работниками ГК проведена аналитическая работа с рассмотрением и тестированием многих российских программных комплексов.
В шорт-лист попали продукты, основанные на датацентричном подходе (при нем цифровая модель хранится в среде общих данных и имеет возможность выгрузки сводных данных в едином формате вне зависимости от того, в каком модуле или программном продукте она разработана) и реализующие международные принципы управления информацией.
«Ориентация на российских производителей программ, оборудования и материалов, разработка и внедрение собственных технологий позволяет гарантировать стабильную работу холдинга и поддержание высоких темпов реализации проектов», – заявил Михаил Надот.
Применение новейших информационных систем помогает обеспечить самое высокое качество разрабатываемых проектов. Цифровизация строительной сферы будет способствовать снижению административных барьеров, сокращению длительности инвестиционно-строительного цикла, повышению качества проектных работ и последующей эксплуатации.







