timelapse

Превращения здания-трансформера

Темы в материале

В наступившем году в Москве будет проведен еще один важный градостроительный эксперимент. На финише 2014-го были определены первые адреса проектирования и строительства принципиально новых детских образовательных учреждений, в которых остро нуждается столица. Их архитектурно-технические решения разработаны по заказу Департамента градостроительной политики Москвы.

В нашем городе впервые в Российской Федерации будет спроектировано здание, которое попеременно могло бы являться школой, детским садом или комбинированным образовательным учреждением. Одна часть его помещений может использоваться как школа, а другая - как детсад. Для чего это нужно?

«Опыт возведения объектов образования в районах массовой застройки показал периодическое изменение потребности жителей в отношении мест в детских садах и школах, - поясняет замысел руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. - Как правило, вскоре после заселения в новую квартиру в семье рождается ребенок, которому необходимо место в детском саду. По прошествии же нескольких лет больше мест соответственно требуется в школах, а детский сад уже не заполняется» .

Таким образом, в условиях стесненной городской застройки появилась необходимость в разработке образовательного учреждения нового типа, предусматривающего возможность трансформации. И на эту необходимость столичный Стройкомплекс оперативно отреагировал, предложив сделать в таких районах не просто новую типовую школу или детский садик, а своеобразное здание-трансформер. В зависимости от существующей потребности в нем могут размещаться либо детская образовательная организация на 300 воспитанников - 12 групповых ячеек дошкольного возраста вместимостью по 25 человек, либо начальная школа на 300 учащихся - 12 классов вместимостью 25 человек каждый.

Возможен и комбинированный вариант - блок начальных классов (БНК) с дошкольным отделением. В таком случае под одной крышей расположатся четыре класса начальной школы вместимостью по 25 человек и восемь групповых ячеек, в каждой из которых тоже будет 25 мест.

«Если в районе появится дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, такое здание выполнит функции детского сада, - поясняет Сергей Левкин. - Если детишки подросли и им пора в школу, здание легко превращается в блок начальных классов. Это очень удобно. Ведь демографическая ситуация может меняться, а земельных резервов, скажем, для строительства новой школы в столице больше не становится. Теперь же можно будет изменить функциональное назначение такого объекта без его реконструкции и с минимальными финансовыми затратами. Функционал можно поменять в летний период за время школьных каникул» .

Новые архитектурно-технические решения были рассмотрены и одобрены на совещании у мэра Москвы С. Собянина, посвященном реализации государственной программы «Градостроительная политика». По результатам совещания столичному Департаменту строительства поручено принять эти решения за основу. Экспериментальные объекты образования будут построены в районе Куркино (БНК на 300 мест к школе № 1985) и в ЗАО на пересечении улиц Волынская и Авиаторов (дошкольное образовательное учреждение на 300 мест). А в 3-м микрорайоне Щербинки на ул. Брусилова, д. 29, корп. 1, появится комбинированный блок начальных классов с дошкольным отделением на 300 мест. То есть здесь под одной крышей сразу будут находиться и дошколята, и первоклашки.

В столичном Департаменте образования инициативу коллег из Стройкомплекса поддержали. Как показывает практика, такое соседство идет только на пользу адаптации ребят в начальной школе. Они не покидают родные стены, а, продолжая в них находиться, как бы переходят в новое качество. Что немаловажно, финансирование трех первых экспериментальных объектов уже предусмотрено Адресной инвестиционной программой.

Департамент градостроительной политики Москвы, в свою очередь, продолжит взаимодействие с федеральными органами власти (Роспотребнадзор, МЧС, Минстрой) по внесению изменений в нормативные документы с целью проектирования единого здания, объединяющего блок начальных классов и дошкольное образовательное учреждение.

Как сообщил Сергей Левкин, проектирование трех первых образовательных трансформеров завершится к концу этого года, а в 2016-м они будут построены. Кстати, строительство этих уникальных объектов обойдется городскому бюджету ничуть не дороже, чем возведение обычных школ и садиков.