timelapse

Самолет на Фрунзенской

Темы в материале

Знаменитое здание главного павильона строительной выставки будет отреставрировано.

О хорошем: в Москве будет отреставрирован знаменитый дом-самолет, построенный в 1933 году как главный павильон Всесоюзной строительной выставки (1-я Фрунзенская улица, д. 3а). Похоже, защитники памятников архитектуры могут вздохнуть с облегчением: опасения, что Строительная выставка на Фрунзенской будет полностью уничтожена и застроена коммерческим жильем, не оправдались. По крайней мере, символ выставки и главный ее павильон — дом-самолет — получит новую жизнь. Владелец здания, корпорация AEON, решила вернуть зданию первоначальный облик, приспособив его под свой головной офис. Реставрационными работами займется архитектурная мастерская «Мезонпроект».

Дом-самолет — настоящая городская легенда, хотя бы потому что построен он был на десять, максимум двадцать лет, а «задержался» почти на сто. Здание возвели в середине 30-х годов прошлого века. Предположительно, проектирование комплекса было поручено мастерской братьев Весниных, поскольку именно эта мастерская выполняла проекты строительства и реконструкции крупнейших индустриальных комплексов. С 1934 по 1937 год ряд объектов проектировал работавший в мастерской архитектор С. В. Лященко. Принято считать, что именно он и стал автором дома-самолета.

Руководитель архитектурной мастерской «Мезонпроект» Илья Машков рассказывает, что, по Генплану 1935 года, здесь уже в 1936 должны были построить новые корпуса выставки, однако этого не произошло. А к концу 30-х поменялась и вся концепция градостроительного развития квартала, который стал трактоваться как жилой. Кроме того, отказ от дальнейшего развития территории был продиктован решением о строительстве ВДНХ, к которому позже отнесли и Строительную выставку. В связи с этим выставочный комплекс должны были снести, но началась война, и решение так и не было воплощено в жизнь. В 50-е годы дом-самолет был полностью лишен градоформирующей функции, в нем располагался научно-исследовательский институт, а вокруг него — жилая застройка. 

Конечно, за долгие годы не самой бережной эксплуатации дом существенно изменился. Как рассказывает Илья Машков, наибольшим переделкам подвергся нижний этаж центральной части: были разобраны балкон, навесы, пробиты оконные проемы. Выступающая часть первого этажа, вероятно, включающая и фрагменты колоннады, обшита сайдингом. На остальных фасадах заложены первоначальные и в некоторых местах пробиты новые оконные и дверные проемы. Часть фасадных стен скрыта позднейшими пристройками или современной обшивкой, оконная столярка заменена на пластиковые стеклопакеты, участки штукатурного декора утрачены или разрушаются. В аварийном состоянии находится часть восточного крыла здания, укрепленная металлическими стяжками. Чердачные перекрытия частично обрушены, крыша протекает.

Пострадала и внутренняя отделка. Сохранились лишь конструктивная основа интерьеров здания и отдельные декоративные элементы помещений: несколько колонн с круглыми капителями, поддерживающие балки, парадные лестницы с металлическим ограждением, мозаичные полы из мраморной крошки, розетки и потолочные карнизы и др.

Еще одна большая проблема — практически разрушенные фундаменты, основание уже сгнило, и работа над этой частью дома требует особого внимания.

Кроме указанных проблем, есть еще одна: заказчику надо обустроить парковочные места и обеспечить подъезды на территорию. Проблема парковок в этом районе стоит очень остро, поэтому было решено создать подземное парковочное пространство, что допускается действующими правилами.

Как уже было сказано, владелец здания решил не сдавать его в аренду, что потребовало бы «нарезки» мелких помещений и нарушило бы внутреннюю организацию здания. Как рассказывает Илья Машков, было принято абсолютно профессиональное и правильное, лучшее для памятника, решение — оставить его как главный офис. «Это крупный, большой владелец, у него много отделов, у него большая потребность в переговорных пространствах, и его штаб-квартира должна быть презентабельной», — говорит руководитель «Мезонпроекта». Соответственно, поскольку это офис одного владельца, проектировщик имеет возможность сохранить все характерные черты здания не только снаружи, но и внутри, в том числе, сберечь и некоторые части здания, которые не описаны в предмете охраны, например, прекрасные брекчиевые полы, фрагменты лестниц.

В целом работы по реконструкции здания займут порядка трех лет.

Цитата в тему

АВТОРОМ ДОМА-САМОЛЕТА ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ АРХИТЕКТОР С. В. ЛЯЩЕНКО, в 1934-1937 гг. работавший в мастерской братьев Весниных

Оксана Самборская