Старейшему электродепо «Северное» московского метро исполнилось 90 лет
Темы в материале:
Именно его составы после открытия метрополитена в мае 1935 года полностью обслуживали первую линию.
Старейшему электродепо «Северное» Московского метрополитена исполнилось 90 лет. 15 октября 1934 года из него в свой первый рейс отправился тестовый поезд метро. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
«90 лет назад впервые из электродепо «Северное» на линию вышел тестовый состав из вагонов типа А. Этот день стал датой отсчета в работе депо. Сейчас в нем трудятся более 850 профессиональных сотрудников, 153 из них работают свыше 20 лет. Они качественно обслуживают и эксплуатируют поезда типа «Русич» и «Номерной». Вчера для специалистов электродепо прошло уникальное мероприятие, на котором реконструкторы воссоздали атмосферу того времени и продемонстрировали процесс обкатки первого состава. От лица Сергея Собянина поздравляю коллектив старейшего в метро депо с профессиональным праздником!» – отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Строительство электродепо началось весной 1932 года, а уже в марте 1934-го его здание и соединительная ветвь к станции «Комсомольская» были готовы к запуску первых поездов.
24 сентября 1934 года, когда депо еще достраивалось, с завода сюда поставили первые два вагона метро типа А. Состоявший из них поезд метро вечером 15 октября 1934-го отправился в свой первый рейс. Управлял им выдающийся инженер-транспортник Михаил Шполянский, который руководил группой работников завода «Динамо» по подготовке к эксплуатации первых отечественных вагонов метро. Всего в тот вечер от «Комсомольской» до «Сокольников» было сделано шесть рейсов.
B январе 1935-го началась опытная эксплуатация участка «Комсомольская» – «Сокольники». 4 февраля того же года первый поезд прошел по всему отрезку, а с 19 февраля началось регулярное учебное движение. В период обкатки тысячи отличившихся трудящихся предприятий получили пригласительные билеты на поездку в метро.
После открытия Московского метрополитена 15 мая 1935 года составы электродепо «Северное» полностью обслуживали линию, которая тянулась от станции «Сокольники» до «Парка культуры имени Горького» (сейчас – «Парк культуры») с ответвлением на «Охотном Ряду» до «Смоленской».
Перед Великой Отечественной войной в метро уже работали несколько десятков женщин-машинистов. Среди них стали появляться лидеры. Так, весной 1942-го под руководством машиниста второго класса Екатерины Мишиной, получившей право управлять поездами метро в 1937 году, был сформирован первый женский состав, который вышел на линию 8 марта 1942 года. Он же стал и первым в московском метро именным составом — «Поезд 8 Марта».
В годы Великой Отечественной войны именно из электродепо «Северное» по железнодорожной ветви отправился на фронт и принял участие в боях на Курской дуге бронепоезд «Московский метрополитен», внесший весомый вклад в исход сражения. Средства на его создание были собраны сотрудниками метрополитена.
В 1959 году Кировско-Фрунзенская линия (сейчас – Сокольническая) перешагнула через Москву-реку и протянулась до станции «Университет». В 1963-м на ней появились станции «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная». Одновременно со строительством новых участков красной ветки развивалось и электродепо: в 1958 году в нем ввели в строй цех подъемочного ремонта, в 1960-м возвели второй корпус для отстоя составов. В 1960–1970-х годах группа специалистов-новаторов внедрила для поездов и ремонтного производства ряд высокоэффективных разработок.
В августе 1990-го Кировско-Фрунзенскую линию (с ноября того же года переименованную в Сокольническую) продлили от станции «Преображенская площадь» до станции «Улица Подбельского» (сейчас – «Бульвар Рокоссовского»). Одновременно на линии было образовано электродепо «Черкизово», для которого работники «Северного» готовили оборудование, вагоны и штат профессиональных специалистов.
B XXI веке развитие красной ветки продолжилось, ее юго-западную часть продлили: в 2014 году открылась станция «Тропарево», в 2016-м – «Румянцево» и «Саларьево», а в 2019-м открылся новый участок до «Коммунарки» (сейчас – «Новомосковская») сразу с четырьмя станциями.
В 2020 году парк подвижного состава электродепо «Северное» был частично заменен с поездов типа «Номерной» на «Русичи», а депо «Черкизово» полностью укомплектовали современными составами «Москва». В сентябре 2024-го на юге Сокольнической линии открыли станцию «Потапово».