timelapse

Театральные долгострои Москвы ушли в прошлое

Темы в материале

Одним из самых популярных видов отдыха и развлечений у москвичей, как и сто лет назад, остается поход в театр. За год столичные театральные подмостки посещают от 7 до 8 млн горожан. Поэтому в Москве развернута масштабная программа строительства, реконструкции и ремонта городских театров.

За несколько прошедших лет на обновленных театральных сценах Москвы с успехом состоялась не одна премьера.

«В последние годы велась большая театральная стройка. Мы ввели порядка десяти театральных долгостроев, над которыми работали не один год. Много театров было реконструировано и капитально отремонтировано», - говорит мэр Москвы Сергей Собянин.

После капитального ремонта открылись Театр кошек Куклачёва, театры «Тень» и «Экспромт». Локальный ремонт прошел еще в 11 театральных зданиях, включая Театр сатиры, МАМТ, «Уголка дедушки Дурова» и других.

Наконец завершилось строительство Центра культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина с Театральной школой Константина Райкина.

Открылась после капитального ремонта новая сцена Театра имени Ермоловой. Завершены работы в зданиях театров под руководством А. Джигарханяна (малая сцена), имени В.В. Маяковского (филиал), имени А.С. Пушкина (мастерские). Закончен локальный ремонт в Театре имени Моссовета, театрах «МОСТ» и «Модернъ». Достроили и здание театра фольклора «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной.

Но самый долгожданный театральный долгострой открылся 15 сентября 2016 года – в новом здании театра Олега Табакова на улице Гиляровского начались репетиции на сцене-трансформере.

19 лет ожидания

«Табакерка», как театр Олега Табакова ласково называют поклонники, пережил две волны финансового кризиса. Решение о его строительстве приняли еще в 1997 году, но до реальной стройки дело дошло только в 2005-м. В силу различных причин, среди которых не только экономические проблемы, но и трудности технического характера, строительство приостановили. Спустя семь лет стройка вновь закипела.

Театр расположился на шести этажах в многофункциональном комплексе. Новый зал «Табакерки» рассчитан всего на 400 мест, зато с каждого сцена - как на ладони. На сегодняшний день театр лидирует в Москве по своему техническому оснащению.

«В этом театре находится сценический механизм третьего поколения, пока единственный в России. Перед специалистами стояла непростая задача на небольшом пространстве под сценой высотой в 4 метра вместить довольно объемное оборудование. Одних только подъемно-опускных механизмов здесь 12 единиц», - рассказывает руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Сцена размером 12х13 м оснащена поворотным кольцом и тремя встроенными в этот круг подъемными платформами. А за счет того, что четыре передних ряда кресел убираются в специальный сейф, сцену можно увеличить еще на 18 метров.

В зрительном зале «Табакерки» впервые в России установлена система виртуальной акустики. «Она обеспечивает отличную слышимость даже в самых дальних уголках зала и заставляет звук «двигаться» по сцене вслед за актером», - поясняет заведующий звукоцехом Александр Зайцев.

По его словам, зал имеет великолепную акустику. «Был разработан уникальный акустический проект зала. Благодаря специальной конфигурации абсолютно на всех местах отличная слышимость и разборчивость речи», - отмечает он.

Появилась здесь и сложная система управления светом.

«Театр Табакова совмещает как традиционные театральные приборы и системы, так и новейшие инновационные разработки в области освещения. Пульт сам решает, когда передвинуть прибор в точку, где появится актер», - рассказывает начальник светоцеха Денис Гришин.

В театре появился и просторный репетиционный зал, который по площади не уступает размерам основной сцены.

Вписали в историю

В 2015 году открылась Малая сцена театра им. Е. Вахтангова на Новом Арбате. Его стройка тоже из числа проблемных. Работы начинали в 2002 году в рамках инвестиционного проекта. Но инвестор сменился и стройку заморозили. Возобновить работы удалось только в 2012 году при содействии правительства Москвы.

«Открытие театра им. Вахтангова это долгожданное событие. Над проектом долго работали город, Министерство культуры, инвесторы. Получилось, как мне кажется, очень хорошо. Само здание вписалось в историческую застройку. Театр оборудован по последнему слову техники всем необходимым: сценой, гримерными, залом для репетиций», - отметил Сергей Собянин на открытии Малой сцены.

В этом театре тоже есть трансформируемая сцена, которая легко меняет конфигурацию в зависимости от задумок сценариста. Зрительный зал небольшой всего – 250 мест, зато в театре есть всегда нужные помещения для хранения реквизита.

Все на оперу

Еще один долгожданный проект - открытие в 2015 году исторической сцены «Геликон-оперы» на Большой Никитской улице в усадьбе Глебовых - Стрешневых - Шаховских. Реконструировать и реставрировать исторические здания решили в 2002 году, но работы затянул неудачно выбранный подрядчик.

Во внутреннем дворе усадьбы возвели новое здание, где разместился большой зрительный зал «Стравинский» на 500 мест с уникальной акустикой. Ее создает навесной потолок над сценой в виде звездного неба. Частью акустической системы стали специально сконструированные звукоотражающие сферы - «геликоны». Таких элементов нет ни в одном зарубежном оперном театре.

Сценическое оборудование «Геликон-оперы» не имеет аналогов в мире. 26 подвижных платформ могут синхронно подниматься и опускаться на глазах у зрителя. Кроме того, здесь смонтированы уникальные танцующие штанкеты (они служат для подвески кулис) и новейшие световые системы.

«Благодаря правительству Москвы и всем, кто принимал участие в процессе реконструкции и реставрации театра, в Москве открылось уникальное театральное здание, которое по комфорту, техническому оснащению и акустическим характеристикам не уступает ведущим оперным площадкам мира», - подчеркивает художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

Потолки, карнизы, лепное убранство и другие интерьеры усадьбы восстановили по сохранившимся чертежам XIX века. Отреставрировали купол малого зала, колонны из искусственного мрамора, люстры, торшеры и бра. Пол в парадных залах и вестибюле украсили художественным паркетом из редких древесных пород.

Также специалисты восстановили исторический малый зал театра на 200 зрителей, сохранив его акустическое звучание.

Музыка в театре Александра Градского

В прошлом году открылся еще один театральный долгострой Москвы - музыкальный театр Александра Градского на Коровьем Валу.

Бывший кинотеатр «Буревесник» знаменитого архитектора Ивана Жолтовского должен был открыться в качестве музыкального театра еще начале 90-х годов, но проект корректировался из года в год, переутверждалась смета, работу начинали и забрасывали разные строительные компании, хронически не хватало денег. В 2013 году заново выбранный подрядчик завершил все работы менее чем за год.

У здания появилась пристройка, в которой разместился гардероб, кафе, служебные помещения и склады, а также большое фойе, которое первым встречает посетителей. С улицы кажется, что пристройка здесь была всегда - ее выдержали точно в таком же стиле, как и главное здание. В целом же театр похож на дворец. Причем это касается и внутреннего убранства, и внешней архитектуры.

«По техническому оснащению в пересчете на одного зрителя равных нашему театру нет не только в России, но и в Европе», - говорит Александр Градский. - Здесь всего 500 зрительских мест, однако, по количеству и качеству оборудования зал превосходит некоторые арены вместимостью до пяти тысяч зрителей».

Ольга Большакова