timelapse

Завтрак на троих

Темы в материале

Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: Метро строить дорого, но выгодно.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, приехал на "Деловой завтрак", честно говоря, лишь в 19.00 - другого времени у него не нашлось. Что не удивительно, ведь строительство только метро в городе ведется одновременно на нескольких десятках стройплощадок - к 2020 году правительство Москвы взяло на себя обязательство к имеющимся 300 км линий подземки добавить еще 150. То есть за 9 лет проложить половину из 300, построенных за предыдущие 76. В течение дня Хуснуллина можно увидеть в шахтах будущих станций в самых разных концах города. Тем не менее к вечеру он был свеж и бодр. И пока встречающие его журналисты ждали лифта, энергично пешком почти влетел на девятый этаж. Когда подошли хозяева, гость сидел уже за столом и был готов отвечать на вопросы.

Марат Шакирзянович, в этом году Москва планирует вложить в строительство метро 160 миллиардов рублей. Даже для ее более чем полуторатриллионного бюджета это очень много. Разумно ли тратить такие деньги? Жили же мы как-то и раньше...

Марат Хуснуллин: Сначала отмечу: и эти расходы еще не пик. В 2010 году, когда мы начали оценивать программу развития метро, бюджетом было предусмотрено на нее 8 млрд. В 2011-м вышли на 50 млрд, в 2012-м - на 100, в этом будет 160-170, а к 2015-му - все 200. К этому времени мы должны сделать основные заделы программы, зайти на все объекты. Потом будем снижать расходы. Да, строить метро очень дорого, но оно и самое выгодное. А не строить нельзя. И вот почему. Сейчас в Москве 12 миллионов жителей, каждый год их число прирастает на 1%, да еще приезжают люди на работу. На 5-6% увеличивается машин. А улично-дорожной сети - в 2-3 раза меньше, чем в любом мегаполисе мира. Проложить их в два раза больше нельзя - негде. Да, мы реконструируем вылетные магистрали и выжмем из них все, что можем. В итоге добавим лишь по полосе для общественного транспорта. Не для автомобилистов! Ведь в Москве 80% горожан ездят именно на общественном транспорте.

Остается два резерва. Первый - построить дополнительные железнодорожные пути и повезти пассажиров железкой, и мы в этом году начинаем строить эти пути. Второй и все-таки главный резерв - метро, развитие которого не ограничено технически. К тому же оно самое удобное и быстрое. Мы запланировали построить 150 км новых линий. Таким образом, приведем Москву по обеспеченности метрополитеном к нормативам, сопоставимым с другими городами мира. Например, Нью-Йорком, Лондоном...

В этом году у вас в планах построить 14 км новых линий. Реально?

Марат Хуснуллин: Вполне. Мы должны ввести в эксплуатацию станции "Деловой центр и Парк Победы" на Калининско-Солнцевской линии, станции "Битцевский парк" и "Лесопарковую" на Бутовской ветке и еще три станции на Таганско-Краснопресненской - "Лермонтовский проспект", "Жулебино", "Котельники". Итого - 14,7 км. Если соскользнут "Котельники"- введем 13 км.

А какие трудности с "Котельниками"?

Марат Хуснуллин: Эта станция под вопросом. Дело в том, что уже шесть месяцев не можем получить под нее площадку от администрации Московской области. Пока принималось решение о ее строительстве, участок продали в частные руки. Была земля брошенная, стала золотая. Казалось бы, радоваться нужно, что мы ее капитализируем, а нам не дают. И другой площадки нет. Нужны ведь не просто выходы из метро, а возможность построить там транспортно-пересадочный узел. Ну, а раз земля официально не передана, браться за проектно-сметную документацию, проводить ее экспертизу нельзя. По устной договоренности мы огородили там участок, начали выносить коммуникации. И все, дальше ничего делать не можем. А время уходит. В запасе чисто технологически остался месяц. Если за это время работы не начать, в срок не уложиться.

Похоже, что и на Третьем пересадочном контуре работы стоят, по крайней мере неподалеку от редакции газеты, на Нижней Масловке. Тоже проблемы?

Марат Хуснуллин: Здесь идут публичные слушания, на которые по закону города отводится 90 дней. Как и в любом другом мегаполисе, жители чаще всего не согласны с разворачивающейся по соседству стройкой. В результате теряем многие месяцы на обсуждение. И лишь потом утверждаем проект планировки, сдаем документы на экспертизу и, наконец, начинаем полномасштабное строительство.

Станция "Нижняя Масловка" по плану должна быть построена в 2015 году. Это еще возможно?

Марат Хуснуллин: Пока да. У меня по каждой линии есть технологический срок строительства. Мы его уже сократили на 30%, выжав все, что было возможно для сокращения. Теперь можем сокращать только бумажную и организационную часть работы. Но если критический срок начала непосредственной стройки переступить, то придется сдвигать и ввод станции. То есть если "Нижнюю Масловку" в течение полугода еще не начать строить, то в 2015 году ее не сдать.

Другие материалы по теме