Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

«Зелёные», гибкие, умные, гибридные: какие офисы популярны сегодня

Темы в материале:

Градостроительная политика

25 мар. 2024 г. 10:10

Жизнь в мегаполисе отличается быстрым ритмом: миллионы людей изо дня в день едут в офисы и обратно. А какие бывают офисы? Они могут быть большими и маленькими, удобными и не очень, в старинных особняках и ультрасовременных башнях, с разным дизайном. А еще офис может быть «зелёным» или, например, гибким. Кто и по каким принципам классифицирует офисы? Разберемся вместе с экспертами.

Современные тренды офисных пространств

Тренды современных офисных пространств – создавать комфортные условия для сотрудников. Ведь офис сегодня – это не только место для работы с такими базовыми зонами, как ресепшн, санузел, гардероб и небольшая кухня. К этим зонам добавляются пространства для коллаборации (сотрудничества) и переговорные на одного-двух человек, в которых можно обсудить проекты или провести онлайн-встречу.

«Сейчас преобладают офисы open-space (открытые пространства). При этом внимание при отделке уделяется звукоизоляции: например, используются звукоотражающие панели на потолках. А сами потолки в открытых пространствах делают открытыми: подвесные теперь встречаются только в кабинетах», – рассказал коммерческий директор генподрядной компании «Альфа Констракт» Олег Каржавин.

 

 

 

Увеличилось количество разнообразных помещений: в офисах можно увидеть конференц-залы с подиумом, приватные молельные комнаты, зоны для игр или занятия йогой. Есть спрос на раздевалки внутри гардероба – чтобы люди, которые приехали, например, на мотоцикле, могли снять экипировку и переодеться в офисную одежду.

По словам генерального директора «Тренд Хантер. Инвестиции и управление» Елизаветы Мартыновой, в целом при организации офисов продолжает действовать ряд ключевых групп трендов, в том числе:

  • качество важнее количества – переход к более компактным пространствам за счет удаленной работы и гибридных форматов, и одновременное повышение качества или класса объектов;
  • появление гибридных и гибких пространств;
  • уделяется внимание решениям, направленным на благополучие и здоровье сотрудников;
  • технологические решения и развитие концепции умного офиса.

«Эти основные группы трендов продолжают развиваться. Внутри них появляются микротренды и наблюдаются отдельные явления. Прежде всего, это биофильный дизайн – не просто офисное озеленение, а именно комплексный проект, в котором может воссоздаваться кусочек природной экосистемы», – пояснила Елизавета Мартынова.

Набирает популярность разнообразие типов пространств внутри одного офиса (workspace mix). Входит в силу тренд улучшения опыта сотрудников в офисных пространствах – hotelification, или отелефикация.

В рабочую среду внедряются элементы гостиничного комфорта и сервиса. Это обращение к стандартам чистоты и уюта, инновационным дизайнерским решениям и лучшему опыту в управлении сервисами и комфортом.

Каждый аспект, начиная с внутреннего климата и разнообразных параметров дизайна до стандартов клининга и обслуживания, повышает комфорт офисных работников и улучшает опыт их взаимодействия с офисным пространством и инфраструктурой.

 

«Зелёные» офисы

Теперь рассмотрим понятие «зелёных» офисов. В число критериев «зелёного» строительства входит забота о безопасности и здоровье людей, доступность среды для маломобильных граждан, управление отходами, внедрение инноваций, наличие качественной транспортной инфраструктуры внутри зданий и за их пределами, а также социальный комфорт для человека.

«Зелёный» офис предусматривает, например, качественную систему вентиляции, комфортное освещение для работы и чтения – свет не должен мерцать, быть слишком ярким или тусклым.

 

 

 

«Концепция «зелёного» офиса находится в русле глобального тренда на «устойчивость» (sustainability). Принципы устойчивого развития распространяются на все сферы деятельности – в основе подхода лежит такая организация экономики, производства, общественной и частной жизни, которая позволяет оставить планету будущим поколениям если не в лучшем, то, по крайней мере, не в худшем состоянии, чем сейчас», – сказала основатель коммуникационного агентства rupor agency Анна Чепракова.

По ее словам, планета рассматривается как система отношений человека, природы, города. В этом смысле офисный работник – часть экосистемы и его благополучие, физический, психологический комфорт необходимы для поддержания устойчивости.

«Зелёный» офис отличается экологичными строительными и отделочными материалами, технологиями энергосбережения, контейнерами для раздельного сбора мусора и системами сбора дождевой воды.

В «зелёном» офисном пространстве созданы условия для поддержания здоровых биоритмов работника – например, системы освещения синхронизируются с циркадными ритмами, для чередования работы и отдыха, смены деятельности (что, как известно, повышает продуктивность труда), смены позы (работа сидя, стоя за столом, регулируемым по высоте), есть возможность сбалансированного здорового питания (например, в офисе архитектурного бюро «Крупный план» установлены автоматы с полезной свежей едой, которую поставляет специализированный оператор).

В «зелёном» офисе сотрудник, помимо работы, может в свободное время заняться спортом, что актуально для такого мегаполиса, как Москва, где время на дорогу отнимает часы, которые можно было бы посвятить физической активности. В том же бюро «Крупный план» обустроен зал для групповых тренировок и несколько раз в неделю проводятся йога-классы, а в конференц-зале можно поиграть в пинг-понг.

 

 

Экологичный подход предполагает отдавать приоритет материалам для отделки с экологическими сертификатами и мебели с использованием материалов вторичной переработки (reuse, rethink, recycle) – этот принцип на 100 % отвечает философии ответственного потребления ресурсов планеты.

Поэтому экологичнее оснастить офис (хотя бы частично) винтажной мебелью или созданной из материалов вторичной переработки – таких решений предостаточно на рынке. В офисе коммуникационного агентства rupor agency архитекторы студии dvekati, например, возвели перегородку из стеклоблоков, которые ранее были частью интерьера одного из снесенных московских НИИ, часть светильников и мебели – винтажные, что не только экологично, но и очень эффектно сочетается с актуальными новыми предметами.

Архитекторы бюро «Крупный план», чей офис разместился в дореволюционной конторе главного инженера Мытищинского водопровода, не стали санировать исторический объем – сохранили и реставрировали чудесный паркет, деревянные рамы – такой подход, помимо того, что он «зелёный», позволяет поддерживать связь с историей. Более 200 проектировщиков и архитекторов, работающих с новейшим программным обеспечением и создающих ультрасовременную архитектуру, чувствуют преемственность с коллегами-инженерами из прошлого столетия, которые ранее трудились в этом особняке. 

 

 

Гибкий и обычный

Обычный офис от гибкого отличается тем, что его обслуживает сам бизнес: закупает бумагу, расходники, заключает контракты с подрядчиками, которые поставляют продукты, обслуживают принтеры и кофемашины. Для этого нужен целый штат сотрудников – офис-менеджеры, административно-хозяйственные и другие специалисты. В гибком офисе эти функции берет на себя управляющая компания. То есть бизнес заключает контракт только с ней.

«В случае с обычным офисом, как правило, бизнес заключает с собственником долгосрочный договор аренды без права расторжения. Также требуется немало денег на ремонт офиса. Гибкий офис создается за инвестиции управляющей компании и оператора гибких офисов, поэтому с арендатором заключается договор оказания услуг. По сравнению с прямой арендой это дороже, но договор включает много сервисов, которые компания и так бы заказывала у сторонних подрядчиков. Кроме того, у такого договора гибкие условия расторжения», – подчеркул коммерческий директор генподрядной компании «Альфа Констракт» Олег Каржавин.

 

 

 

Гибкий офис подразумевает прежде всего реализацию принципа адаптивности. Задача такого офисного пространства – предоставить сотрудникам свободу конструирования и выбора рабочей среды в зависимости от выполняемой задачи.

«Это могут быть зоны для совместной работы, отдыха, места для сосредоточенной работы. Важно, что пространства многофункциональны, и значимая часть не имеет фиксированного сценария использования», – отметила генеральный директор «Тренд Хантер. Инвестиции и управление» Елизавета Мартынова.

Гибкие рабочие пространства оптимизируют площади, способствуют динамичной рабочей атмосфере, креативности, инициативности, снижают уровень стресса и, как результат, увеличивают производительность.

Главная функция офиса сегодня – коммуникация, и интерьер должен способствовать этому процессу. При этом формат коммуникации и состав ее участников меняются исходя из задач. Гибкий офис подстраивается под эту изменчивую бизнес-рутину за счет трансформации пространства.

Интерьерные решения, которые этому способствуют – это раздвижные перегородки, офисные столы-пазлы, конфигурация которых меняется исходя из потребности, многофункциональные зоны: офисный кофе-пойнт превращается в место для быстрого брейн-сторма или же изолируется для конфиденциальных переговоров, конференц-зал служит и для собраний, для тим-билдингов и для корпоративных событий.

 

Как классифицируются и сертифицируются офисы

«Офисы классифицируются по категориям «А», «А+», «В», «В+». Различия заключаются в конструктивных особенностях, в новизне здания, в качестве входных групп и инженерных систем, в наличии дополнительной инфраструктуры и профессиональной управляющей компании (УК)», – отметил Олег Каржавин.

По его словам, есть и более низкие классификации, но такие объекты уже почти не строятся. Новые бизнес-центры ориентируются на максимизацию арендного потока и выручки – поэтому востребованы современные офисы с высокой арендной ставкой. А ставка может быть высокой за счет развитости здания, наличия инженерной инфраструктуры, вентиляции, кондиционирования, запасов по электроснабжению. Важна также транспортная доступность, благоустроенная территория с кафе, магазинами, аптеками и пунктами выдачи. 

Как правило, под сертификацией помещений подразумевается сертификация здания целиком. Мировые системы оценки LEED и BREEAM и российская IRIIS используются для сертификации бизнес-центров на основании их энергоэффективности и сниженного воздействия на окружающую среду.

Сертифицированные офисы принимают на себя обязательства по снижению выбросов угарного газа и по энергоэффективности за счет применения современных технологий, таких как рекуперация воздуха (процесс возврата части тепловой энергии за счет эффекта теплообмена).

В мировой практике популярны еще два вида сертификации: WELL и Fitwel. Они в большей степени фокусируются на здоровье и благополучии человека.

«После того как международные сертификации перестали быть доступны, внимание офисных проектов переключилось на российские системы сертификации. Наиболее старая система – Green Zoom, оценивающая не только вопросы устойчивости, экологичности и энергоэффективности, но и качество среды, ее дружественности для человека по всем типам зданий и объектов. Существует и развивается система сертификации Green Office, оценивающая экологические параметры и устойчивость объекта. Была разработана система Сlever, в большей степени оценивающая качество применяемых решений в сегменте устойчивости», – уточнила генеральный директор «Тренд Хантер. Инвестиции и управление» Елизавета Мартынова.

 

Как «начинка» и дизайн офисов влияют на эффективность работы сотрудников

«Ситуация нехватки квалифицированных кадров в ИТ и банковской сферах показывает, что конкурирование зарплатами становится неэффективным. После определенного уровня оплаты труда сотрудникам уже важнее атмосфера, в которой они работают. В таких офисах появляются капсулы для сна, кофе-поинты, комнаты для игр и отдыха, зоны для тестирования продуктов, различные переговорные. Качественный офис — это сердце современной компании», – сообщил Олег Каржавин.

Другой фактор, который повлиял на офисный рынок – COVID-19. Многие компании сейчас говорят о том, что работа в офисе оказалась эффективнее, чем удаленная. Когда сотрудники находятся в непосредственном контакте друг с другом, они обмениваются идеями, быстро решают вопросы, создают уникальные продукты. В переговорных можно сконцентрироваться – нет отвлекающих факторов, в отличие от домашней обстановки. Люди, привыкшие годами работать в удаленном формате, возвращаются в современные офисы.

Также при строительстве современного бизнес-центра играет важную роль благоустройство. Чем дальше он располагается от развитых улиц города, тем выше требования к обустройству прилегающей территории. Если в здании негде выпить кофе и перекусить, а рядом с БЦ нет магазинов и зоны для прогулок – привлекательность объекта падает, арендные ставки снижаются.

«Умные подходы и современные решения к проектированию, дизайну и оснащению офисов – это один из элементов повышения продуктивности сотрудников, конкуренции за высокопроизводительные и редкие кадры. Когда мы говорим о продуктивности, мы ведем речь о концентрации, ментальном здоровье, отдельных аспектах физического здоровья, способности работать в разных режимах, способности управлять стрессом. В рамках одного офиса одни пространства и решения могут быть направлены на повышение креативности, другие – концентрации, третьи – стимулировать коллаборацию. Современные системы освещения также могут адаптироваться под циркадные ритмы и тип работы», – подчеркнула Елизавета Мартынова.

 

Инструмент для инвестиций

Аналитики IBC Real Estate зафиксировали рекордные показатели на офисном рынке Москвы с точки зрения активности частных инвесторов – физических лиц или индивидуальных предпринимателей.

На протяжении последних пяти лет доля частных инвестиций в общем объеме вложений в офисы стремительно росла и увеличилась более чем в 10 раз – с 3 млрд рублей в 2019 году до 33 млрд рублей в 2023-м (расчеты без НДС), составив 20% от всего объема вложений в офисы Москвы и став максимальной за всю историю наблюдений.

Это неудивительно, ведь офисы сегодня – это понятный инструмент для инвестиций в недвижимость, к тому же – более выгодный по сравнению с привычными вложениями в квартиры. Минимальный порог входа сопоставим с жильем – в среднем от 13-15 млн рублей за качественное офисное помещение в строящемся объекте в Москве. Однако при сравнимых бюджетах доход от сдачи в аренду офиса в той же местности более чем в два раза превышает доход от сдачи квартиры.

Вложение средств в офис в строящемся бизнес-центре дает сразу несколько сценариев – размещение собственного бизнеса, перепродажа для получения дохода с роста стоимости недвижимости или сдача в аренду. Также всегда существует стратегия реализации готового арендного бизнеса – поиск арендатора и последующая продажа офиса с арендным потоком.

Сегодня девелоперы предоставляют все больше выгодных вариантов приобретения офиса на этапе строительства – рассрочки, ипотеки, кредиты без первоначального взноса, возможность отложенного платежа. Первоначальный взнос по рассрочке в большинстве проектов – 10% или 1-2 млн рублей на этапе заключения сделки. Далее покупатель может выбрать наиболее подходящие для себя условия погашения. В результате для большего количества инвесторов офисы становятся доступным инструментом инвестирования.

По итогам 2023 года объем частных вложений в офисную недвижимость Москвы составил 33 млрд руб., или 20% от общего объема инвестиций, став максимальным за всю историю офисного рынка.

 

Коворкинги – офисы другого формата

Иван Черепанов

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • офисные центры

Другие материалы по теме

Реконструкция здания Лабораторного корпуса под офисы
22 мар. 2024 г.
Какими должны быть "умные" высотки-небоскребы
Какими должны быть "умные" высотки-небоскребы
18 мар. 2024 г.
Офисный центр возведут у станции «Суворовская» Кольцевой линии метро
Офисный центр возведут у станции «Суворовская» Кольцевой линии метро
15 мар. 2024 г.
Бизнес-центр в районе Филёвский Парк будет построен до июля
Бизнес-центр в районе Филёвский Парк будет построен до июля
14 мар. 2024 г.
Собственникам офисов в бизнес-центре в районе Бутырский выдали ключи
Собственникам офисов в бизнес-центре в районе Бутырский выдали ключи
13 мар. 2024 г.
Проект офисного квартала на Ходынском поле по адресу: Ходынский бульвар, з/у 20а2. Источник: пресс-служба Москомархитектуры
4 фото
Каким должен быть офис, чтобы в нем хотелось работать?
Каким должен быть офис, чтобы в нем хотелось работать?

Новости дня

Все новости
23 дек. 2025 г. 18:20
Жилье по реновации, здания для технопарков и производств построят в рамках новых проектов КРТ – мэр
23 дек. 2025 г. 18:16
Сергей Собянин утвердил проекты развития транспортной инфраструктуры
23 дек. 2025 г. 15:30
Владимир Ефимов: у станции метро «Кожуховская» появится еще один выход
23 дек. 2025 г. 13:00
На Дмитровском шоссе подготовили площадку для строительства жилья по реновации
23 дек. 2025 г. 12:20
На Псковской улице появится дом по программе реновации
23 дек. 2025 г. 11:00
Магазин с витражным остеклением появится в районе Краснопахорский
23 дек. 2025 г. 10:20
Фотовыставка о построенных в 2025 году объектах открылась на Цветном бульваре
23 дек. 2025 г. 10:20
1,5 тысячи семей переехали в новостройки по программе реновации в районе Выхино-Жулебино

Просмотренные материалы

Дом по реновации построят вблизи станции метро «Зюзино»
Два новых здания почти на 1000 мест получили образовательные учреждения ТиНАО
Собянин: новые парки и зоны отдыха появятся в столице по проектам КРТ
Специалисты продемонстрировали «цифровой двойник» электродепо «Бирюлёвское»
На станции «Марьина Роща» БКЛ метро испытан самый длинный эскалатор
Порядка 5 млн кв. метров жилья строят и проектируют в столице по реновации
Дом в составе ЖК «Городские истории» ввели в поселении Внуковское
В Москве строится 143 дома по программе реновации

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика