Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Все темы
Новые технологии в строительстве
Градостроительная политика
Дорожное строительство
ТиНАО
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Долевое строительство
Метро
Недвижимость
Реновация
Объекты культуры
Новые технологии
Парки и скверы
Железные дороги
МЦД
Объекты медицины
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Новые технологии в строительстве
Градостроительная политика
Дорожное строительство
ТиНАО
Объекты образования
Спортивные сооружения
Жилье
Долевое строительство
Метро
Недвижимость
Реновация
Объекты культуры
Новые технологии
Парки и скверы
Железные дороги
МЦД
Объекты медицины

Присоединяйтесь

Брызги бетона и еще 5 новых технологий метростроительства

3 сент. 2014 г. 12:31

28 июля 2014 года

Грунт можно заморозить, бетон - распылить по стенкам, а станции строить, не выкапывая котлован. Специалисты Мосинжпроекта на Метрофесте рассказали москвичам, как технический прогресс облегчил жизнь им и городу.

3D-модель станции неглубокого залегания с путями между платформами
3D-модель станции неглубокого залегания с путями между платформами.

Москва за два года догнала и перегнала мировые столицы по темпам строительства метро. Помогли в этом новые технологии и зарубежный опыт. На прошедшем в Музее Архитектуры Метрофесте специалисты Мосинжпроекта и их партнеры из российских проектных компаний и испанской фирмы Bustren рассказали москвичам, как сегодня строят метро в Москве и по всему миру.

Корабельный червь в особо крупном размере

По легенде, изобретатель первого проходческого щита англичанин Марк Брунель придумал эту конструкцию, приглядевшись к "работе" корабельного червя, когда служил на флоте. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью ее зазубренных краев он буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. В 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825 году с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Современный червь Брунеля, который заменил под землей кирку и лопату, представляет собой роботизированную сверхпрочную конструкцию под названием тоннелепроходческий комплекс. Это целая передвижная подземная фабрика: комплекс просверливает путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Тоннелепроходческий комплекс

Скелет тоннеля

Второй этап обустройства тоннеля – его обделка. Обделку начинают с сооружения камер для укладки. Их устраивают из круговых сборных конструкций - тюбингов. Они бывают чугунными и железобетонными, чугунные обычно применяют в сложных условиях (обводненные грунты, например). Сначала устраивают первые два-три кольца, которые называют прорезными, монтировать их нужно с высочайшей точностью, поэтому делает это специальный аппарат-укладчик по маркшейдерским отметкам. От того, насколько правильно будут уложены первые кольца, зависит качество укладки последующих колец обделки. Поэтому после выверки положения колец пространство за тюбингами заполняют бутовым камнем или бетонной смесью, после чего за тюбинги нагнетают цементно-песчаный раствор.

Железобетонные тюбинги
Железобетонные тюбинги.

К центру Земли

Станции метро строят на разной глубине: станции глубокого заложения на глубине более 20 метров, а мелкого, соответственно, менее. Проходка тоннелей и строительство "глубоких" станций начинается с сооружения вертикального ствола шахты, по которой строители будут попадать к месту работ. После монтажа необходимого оборудования для проходки тоннелей приступают к основным работам: сооружению станций и перегонных тоннелей. Строить станции мелкого заложения быстрее и дешевле, но этот способ не всегда применим, особенно в условиях плотной застройки. Строящаяся станция "Тропарево" лежит на глубине 12 метров, "Бутырская" - на глубине 60 метров.

Глубокая заморозка

В Москве довольно сложные гидрогеологические условия, поэтому строители вынуждены прибегать к специальным методам закрепления грунтов. Чаще всего проблемы возникают с водонасыщенными песками и плывунами. Самый распространенный и проверенный способ закрепить их – заморозка, к нему прибегали еще на строительстве первых линий метро. Суть такова: в грунте устанавливаются замораживающие колонки, объединенные в общую сеть. Вода замерзает, и грунт становится более устойчивым.

Станция по заморозке грунта
Станция по заморозке грунта.

Брызги бетона

Еще один способ укрепления выработки - технология под названием "фибро-набрызг бетона". Бетонную смесь с добавлением в нее коротких волокон из стальных или синтетических нитей (фибры) под давлением сжатого воздуха набрызгивают на свод, стены и потолок тоннеля в несколько слоев. Чтобы бетон не стекал, в него вводят особые добавки. При использовании этой технологии на 8-10% сокращается объем выработки грунта, на 25% – расход материала и на 10% – время производства работ. Фибро-набрызг бетона использовали при строительстве одного из тоннелей Люблинско-Дмитровской линии. Метод показал свою эффективность, теперь эту технологию планируют применять на других стройках в подземке.

Своды тоннеля с бетоном, нанесенным по методу фибро-набрызга
Своды тоннеля с бетоном, нанесенным по методу фибро-набрызга.

Испанские станции

С 2013 года в проектировании новых участков московского метро участвуют испанские специалисты из компании Bustren. Совместно с генеральным подрядчиком строительства метро ОАО "Мосинжпроект" они работают над участком строящейся на юго-востоке города Кожуховской линии и некоторыми отрезками Второго кольца. Испанцы проектируют станции с двумя путями посередине и платформами по бокам. Строить один тоннель диаметром 10 метров вместо двух по 6 метров быстрее и дешевле. Сами станции получаются более компактными, а строить их можно, не нарушая нормальное течение городской жизни.

 Большой город

Иллюстрации предоставлены пресс-службой ОАО "Мосинжпроект"

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • наука

Другие материалы по теме

10 сент. 2014 г.
Правила дизайн-кода: зачем соблюдать стандарты?
Правила дизайн-кода: зачем соблюдать стандарты?
9 сент. 2014 г.
В Москве 24 октября состоится всероссийская конференция по проблемам повышения качества проектной документации и инженерных изысканий
В Москве 24 октября состоится всероссийская конференция по проблемам повышения качества проектной документации и инженерных изысканий
3 сент. 2014 г.
Значимость контроля сцепных качеств дорожных покрытий
Значимость контроля сцепных качеств дорожных покрытий
3 сент. 2014 г.
Аппаратура для прямых контактных измерений сопротивления теплопередаче фрагментов теплозащитной оболочки зданий
Аппаратура для прямых контактных измерений сопротивления теплопередаче фрагментов теплозащитной оболочки зданий
3 сент. 2014 г.
Специалисты ГБУ "ЦЭИС" приняли участие в международной конференции по энергосбережению
Специалисты ГБУ "ЦЭИС" приняли участие в международной конференции по энергосбережению
3 сент. 2014 г.
Дизайнеры поработают с улицами
Дизайнеры поработают с улицами
29 авг. 2014 г.
Газорегуляторный пункт в СЗАО реконструирован в сжатые сроки по новым строительным технологиям
Газорегуляторный пункт в СЗАО реконструирован в сжатые сроки по новым строительным технологиям
27 авг. 2014 г.
В метро поедем по бесшумным рельсам
В метро поедем по бесшумным рельсам

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика